1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти, 2000. C. 117–125.
2. Соловова Е.И. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. C. 141–148, 149–153, 156–163.
3. Материалы общеобразовательного стандарта. М.: Просвещение, 2002.
Тема Б. Обучение аудированию
Восприятие на слух устной речи называется аудированием в том случае, если воспринимаемая речь понимается. Следовательно, аудирование есть процесс понимания устной речи.
Цель семинара
– сформировать основные методические понятия по теме, ознакомить с требованиями школьной программы по развитию умений аудирования; научить формулировать конкретные учебные задачи урока по аудированию и составлять задания до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания.
Задачи
к концу семинара студенты будут знать:
– основные проблемы аудирования;
– место аудирования в школьной программе;
– критерии отбора аудиотекстов;
– различные уровни понимания;
– объективные трудности в восприятии аудиотекста;
– механизмы аудирования;
– систему упражнений для обучения аудированию;
уметь:
– анализировать и критически оценивать различия между терминами «аудирование» и «слушание», взаимосвязь между говорением и аудированием;
– подбирать аудиотексты в соответствии с критериями;
– различать аудирование как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство обучения;
– подбирать учебные задания до прослушивания, во время прослушивания и после слушания.
План семинара
1. Различные подходы к обучению аудированию.
2. Аудирование как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство обучения.
3. Объективные трудности и механизмы аудирования.
4. Роль упражнений при обучении аудированию.
Вопросы для обсуждения
1. Познакомьтесь с отрывками из работ ученых, занимавшихся изучением проблем аудирования. Заполните таблицу 1 (Пассов Е.И. Обучение аудированию. C. 2–20).
2. Заполните таблицу 2 (место аудирования, критерии при оборе аудиотекста, различные уровни понимания, этапность в обучении аудированию). Пассов Е.И. Обучение аудированию. C. 3–20.
3. Дайте характеристику аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству обучения (Соловова Е.Н. C. 124–125, Пассов Е.И. C. 21–22; Материалы общеобразовательного стандарта).
4. Определите объективные трудности при аудировании. Какую классификацию предлагает Соловова Е.Н. (C. 125–129) и Пассов Е.И. (C. 25–27). Какая из них кажется вам наиболее приемлемой и полной?
5. Охарактеризуйте четыре основных механизма аудирования. В чем суть психофизиологических механизмов аудирования?
6. Какова роль специальных и неспециальных упражнений для обучения аудированию? (Пассов Е.И. C. 31–37).
7. Дайте характеристику системе упражнений, предложенную Солововой Е.Н. Как через эти упражнения реализуется принцип интеграции и дифференциации обучения? (Соловова Е.Н., C.132–135).
Объясните термины
Аудирование, слушание, механизмы аудирования, объективные трудности, упражнения до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания, аудирование как вид РД, память: долговременная, оперативная, кратковременная, слуховое внимание, речевой слух, фонематический слух, аудирование как цель и средство, специальные и неспециальные упражнения, темп речи, опоры, трудности, связанные с содержанием.