Классификация норм и нормативов

1. С точки зрения уровня управления нормы и нормативы могут быть разделены на две основные группы:

1. Нормы и нормативы, задаваемые соответствующими федеральными или региональными органами управления, в частности: (далее – это примеры, учить не обязательно; привожу, чтоб было понятнее)

- предельно допустимые величины выбросов вредных веществ в атмосферу, сброса сточных вод и др.;

- нормы и нормативы, связанные с использованием живого труда;

- продолжительность рабочей недели и рабочего дня; уровень минимальной заработной платы; тарифная ставка первого разряда и тарифные коэффициенты для государственных предприятий; величина должностных окладов для бюджетных организаций и др.;

- отдельные нормативы использования средств труда: нормы амортизационных отчислений; категории ремонтной сложности и др.;

- социальные нормативы: удельная площадь на одного работающего, норма численности по медицинскому обслуживанию и др.;

- нормы и нормативы охраны труда: температура воздуха в рабочих помещениях, влажность, загазованность, освещенность;

- нормы и нормативы пожарной безопасности;

- величина мобилизационных мощностей;

- ставка рефинансирования;

- некоторые экономические нормы и нормативы, связанные с выплатой налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

- нормативы, определяющие критический уровень платежеспособности предприятия.

2. Нормы и нормативы, устанавливаемые на уровне предприятия:

- нормы и нормативы организации производственного процесса;

- длительность производственного цикла, размер партий запуска деталей в производство, нормы запасов сырья, материалов, топлива; нормы заделов и незавершенного производства. Все эти нормы и нормативы используются для рациональной организации производственного процесса, оперативного планирования и регулирования хода производства;

- нормы и нормативы для планирования основных показателей затрат ресурсов всех видов; нормы и нормативы использования средств труда;

- материальных затрат; затрат живого труда; оборотных средств.

2. В зависимости от содержания затрат и результатов различают экономические и технико-экономические нормы и нормативы. Если они измерены в стоимостном выражении, то нормы и нормативы считаются экономическими. Если же затраты или результаты исчислены в технических единицах, то такие нормы и нормативы относятся к технико-экономическим.

3. По времени действия нормы и нормативы подразделяются на оперативные, текущие и перспективные.

4. По характеру распространения различаются межотраслевые, отраслевые и местные нормы и нормативы.

5. По объекту нормирования нормы и нормативы могут устанавливаться на операцию, деталь, узел, вид продукции или работы.

6. По степени детализации нормы и нормативы делятся на специфицированные и сводные.

7. По масштабу применения нормы и нормативы классифицируются на индивидуальные (единичные) и групповые (обобщенные).

8. По методам разработки нормы и нормативы разделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Несмотря на кажущееся обилие всех норм и нормативов, логика их практического применения заключается в том, что с их помощью заранее определяется зависимость между расходуемыми ресурсами и планируемыми результатами.

9. Производственные нормы затрат труда и машинного времени сведены по видам работ в сборники, которые утверждаются и издаются в зависимости от категории норм соответствующими инстанциями. Действующие производственные нормы на строительные и монтажные работы делятся на три категории:

- Единые нормы и расценки (ЕНиР), обязательные для применения на всей территории страны;

- Ведомственные нормы и расценки (ВНиР), применяемые в рамках ведомства;

- Местные нормы и расценки (МниР)- для определенной строительной организации.

Ведомственные нормы разрабатываются только при отсутствии таковых в сборниках ЕНиР, а местные при отсутствии соответствующих норм в ЕНиР и ВНиР.

Билет № 13 Сущность планирования на предприятии.

Планированиецентральная функция управления. Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2. В каком направлении хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Основная цель -интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

2. Виды планирования:

- По степени охвата

общее планирование и частичное планирование

- По содержанию предпринимательской политики

стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование

- По объектам (сферам функционирования)

планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов

- По глубине планирования

глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное

- По временному горизонту планирования

краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование

- По координации во времени

планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование

- По методам реализации

директивное и индикативное

жесткое и гибкое

Классификация Р.Л. Акоффа
(временная ориентация планирования)

Планирование Ориентация
Реактивное На прошлое
Инактивное На настоящее
Преактивное На будущее
Интерактивное Взаимодействие прошлого, настоящего и будущего

Основополагающие принципы планирования:

- Полнота планирования

- Детализация планирования

- Точность планирования

- Простота и ясность планирования

- Непрерывность планирования

- Эластичность и гибкость планирования

- Экономичность планирования

3. Объекты планирования:

К обособленным специфическим объектам планирования относятся (на примере предприятия по изготовлению и выпуску продукции):

•научно-техническая подготовка производства;

•основное производство (выпуск продукции);

•вспомогательное и обслуживающее производство;

• качество продукции;

• труд и заработная плата;

• кадры;

• маркетинг;

• материально-техническое снабжение;

• сбыт продукции;

• финансы;

• инвестиции;

• социальное развитие и т. д.

Формы организации планирования:

«сверху вниз»

«снизу вверх»

встречное планирование:

«цели – вниз, планы – вверх»

4. Процесс планирования:

В процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

В бизнесе принято выделять четыре основных этапа или уровня планирования:

• разработка общих целей,

• определение конкретных задач,

• выбор основных путей и средств их достижения,

• контроль за их выполнением.

Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

Методологической основой планирования является программно-целевой подход. Методология и процесс планирования ориентированы на обеспечение увязки целей с возможностями организации, определение последовательности, средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач каждого подразделения организации

План является хорошей основой для организации работ, контроля за достижением целей, а также для разработки бюджета (оценивания). Процесс планирования и оценивания можно представить в виде схемы

Содержание и этапы планирования деятельности фирмы:

Планирование с помощью системного подхода требует последовательного выполнения 10 этапов:

- анализ потребностей в планировании и планах;

- формулирование задач планирования;

- формулирование критериев планирования;

- выработку альтернатив;

- проверку физической реализуемости плана;

- проверку экономической реализуемости плана;

- проверку финансовой реализуемости плана;

- оптимизацию плана, оценку и выбор наилучшего решения;

- реализацию этих решений;

- использование обратной связи и управление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: