1. С точки зрения уровня управления нормы и нормативы могут быть разделены на две основные группы:
1. Нормы и нормативы, задаваемые соответствующими федеральными или региональными органами управления, в частности: (далее – это примеры, учить не обязательно; привожу, чтоб было понятнее)
- предельно допустимые величины выбросов вредных веществ в атмосферу, сброса сточных вод и др.;
- нормы и нормативы, связанные с использованием живого труда;
- продолжительность рабочей недели и рабочего дня; уровень минимальной заработной платы; тарифная ставка первого разряда и тарифные коэффициенты для государственных предприятий; величина должностных окладов для бюджетных организаций и др.;
- отдельные нормативы использования средств труда: нормы амортизационных отчислений; категории ремонтной сложности и др.;
- социальные нормативы: удельная площадь на одного работающего, норма численности по медицинскому обслуживанию и др.;
- нормы и нормативы охраны труда: температура воздуха в рабочих помещениях, влажность, загазованность, освещенность;
- нормы и нормативы пожарной безопасности;
- величина мобилизационных мощностей;
- ставка рефинансирования;
- некоторые экономические нормы и нормативы, связанные с выплатой налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
- нормативы, определяющие критический уровень платежеспособности предприятия.
2. Нормы и нормативы, устанавливаемые на уровне предприятия:
- нормы и нормативы организации производственного процесса;
- длительность производственного цикла, размер партий запуска деталей в производство, нормы запасов сырья, материалов, топлива; нормы заделов и незавершенного производства. Все эти нормы и нормативы используются для рациональной организации производственного процесса, оперативного планирования и регулирования хода производства;
- нормы и нормативы для планирования основных показателей затрат ресурсов всех видов; нормы и нормативы использования средств труда;
- материальных затрат; затрат живого труда; оборотных средств.
2. В зависимости от содержания затрат и результатов различают экономические и технико-экономические нормы и нормативы. Если они измерены в стоимостном выражении, то нормы и нормативы считаются экономическими. Если же затраты или результаты исчислены в технических единицах, то такие нормы и нормативы относятся к технико-экономическим.
3. По времени действия нормы и нормативы подразделяются на оперативные, текущие и перспективные.
4. По характеру распространения различаются межотраслевые, отраслевые и местные нормы и нормативы.
5. По объекту нормирования нормы и нормативы могут устанавливаться на операцию, деталь, узел, вид продукции или работы.
6. По степени детализации нормы и нормативы делятся на специфицированные и сводные.
7. По масштабу применения нормы и нормативы классифицируются на индивидуальные (единичные) и групповые (обобщенные).
8. По методам разработки нормы и нормативы разделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Несмотря на кажущееся обилие всех норм и нормативов, логика их практического применения заключается в том, что с их помощью заранее определяется зависимость между расходуемыми ресурсами и планируемыми результатами.
9. Производственные нормы затрат труда и машинного времени сведены по видам работ в сборники, которые утверждаются и издаются в зависимости от категории норм соответствующими инстанциями. Действующие производственные нормы на строительные и монтажные работы делятся на три категории:
- Единые нормы и расценки (ЕНиР), обязательные для применения на всей территории страны;
- Ведомственные нормы и расценки (ВНиР), применяемые в рамках ведомства;
- Местные нормы и расценки (МниР)- для определенной строительной организации.
Ведомственные нормы разрабатываются только при отсутствии таковых в сборниках ЕНиР, а местные при отсутствии соответствующих норм в ЕНиР и ВНиР.
Билет № 13 Сущность планирования на предприятии.
Планирование — центральная функция управления. Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.
Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
2. В каком направлении хочет двигаться организация?
3. Каким образом организация собирается сделать это?
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Основная цель -интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.
Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.
Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.
Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
2. Виды планирования:
- По степени охвата
общее планирование и частичное планирование
- По содержанию предпринимательской политики
стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование
- По объектам (сферам функционирования)
планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов
- По глубине планирования
глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное
- По временному горизонту планирования
краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование
- По координации во времени
планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование
- По методам реализации
директивное и индикативное
жесткое и гибкое
Классификация Р.Л. Акоффа
(временная ориентация планирования)
Планирование | Ориентация |
Реактивное | На прошлое |
Инактивное | На настоящее |
Преактивное | На будущее |
Интерактивное | Взаимодействие прошлого, настоящего и будущего |
Основополагающие принципы планирования:
- Полнота планирования
- Детализация планирования
- Точность планирования
- Простота и ясность планирования
- Непрерывность планирования
- Эластичность и гибкость планирования
- Экономичность планирования
3. Объекты планирования:
К обособленным специфическим объектам планирования относятся (на примере предприятия по изготовлению и выпуску продукции):
•научно-техническая подготовка производства;
•основное производство (выпуск продукции);
•вспомогательное и обслуживающее производство;
• качество продукции;
• труд и заработная плата;
• кадры;
• маркетинг;
• материально-техническое снабжение;
• сбыт продукции;
• финансы;
• инвестиции;
• социальное развитие и т. д.
Формы организации планирования:
«сверху вниз»
«снизу вверх»
встречное планирование:
«цели – вниз, планы – вверх»
4. Процесс планирования:
В процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).
В бизнесе принято выделять четыре основных этапа или уровня планирования:
• разработка общих целей,
• определение конкретных задач,
• выбор основных путей и средств их достижения,
• контроль за их выполнением.
Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.
Методологической основой планирования является программно-целевой подход. Методология и процесс планирования ориентированы на обеспечение увязки целей с возможностями организации, определение последовательности, средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач каждого подразделения организации
План является хорошей основой для организации работ, контроля за достижением целей, а также для разработки бюджета (оценивания). Процесс планирования и оценивания можно представить в виде схемы
Содержание и этапы планирования деятельности фирмы:
Планирование с помощью системного подхода требует последовательного выполнения 10 этапов:
- анализ потребностей в планировании и планах;
- формулирование задач планирования;
- формулирование критериев планирования;
- выработку альтернатив;
- проверку физической реализуемости плана;
- проверку экономической реализуемости плана;
- проверку финансовой реализуемости плана;
- оптимизацию плана, оценку и выбор наилучшего решения;
- реализацию этих решений;
- использование обратной связи и управление