Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам. Производиться расчет динамики и структуры по элементам затрат

Далее проводиться факторный анализ. Факторы, влияющие на общую сумму затрат на производство продукции:• объем выпуска продукции; • структура продукции; • уровень переменных затрат на единицу продукции;• сумма постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), п остоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческие расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности организации).

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рисунке. На оси абсцисс откладывается объем выпуска продукции (vВП), а на оси ординат — сумма постоянных и переменных затрат (3). Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Зависимость общей суммы затрат от объема производства. Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени, где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции; А — сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции; Ь — уровень переменных расходов на единицу продукции(услуг); VВП — объем производства продукции (услуг).

В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности организаций и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора.

Анализ издержкоемкости продукции/ Затраты на рубль произведенной продукции — очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень издержкоемкости продукции в целом по организации. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли экономики, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы за трат на производство продукции к стоимости произведен ной продукции в действующих ценах:

ИЕ = Затраты на производство продукции/Выпуск продукции в текущих ценах. После расчета ИЕ нужно установить факторы его изменения для чего используется следующая факторная модель:

Структурно-логическая модель факторного анализа

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других организаций в целом и по статьямзатрат.

Также в рамках анализа затрат и себестоимости аналогичным образом проводят анализ прямых и косвенных затрат


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: