Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативы и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т. д.
Изучение литературы по выбранной теме необходимо начать с общих работ, чтобы получить более полное представление об интересующем круге вопросов, и лишь затем начинать поиск нового материала.
Следует отмечать научные факты, которые характеризуются новизной, точностью, объективностью и достоверностью. Выписки должны быть точными и должны содержать все выходные данные.
При подборе литературы следует обращаться к наиболее поздним изданиям, так как они с современных позиций освещают тему исследования.
Следует ознакомиться с литературой в следующей последовательности:
1) нормативно-правовые документы (законы, постановления правительства, приказы и т. д.);
2) научные издания (монографии, периодические издания);
3) статистические данные (ежегодные статистические сборники).
При подборе литературы следует сразу составить библиографический список отобранных изданий, который производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
На основе подбора и предварительного ознакомления с литературой студент должен сориентироваться в основных вопросах темы, в последовательности их рассмотрения и изложения.
5 Составление плана курсовой работы
План курсовой работы, определяющий ее содержание, составляется с учетом выбранной проблемы исследования и особенностями предприятия. Традиционно структура курсовой работы должна состоять из следующих частей:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть, разделенная на главы и параграфы;
5) заключение;
6) библиографический список;
7) приложения.
Титульный лист
На титульном листе курсовой работы должно быть следующее:
– полное наименование министерства по образованию и науке РФ;
– наименование учебного заведения (института, факультета, кафедры);
– обозначение характера работы (курсовая);
– тема курсовой работы;
– фамилия, имя, отчество студента;
– факультет, курс, специальность, номер учебной группы;
– фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя;
– дата проверки и оценка;
– подпись научного руководителя;
– название города, в котором находится данное учебное заведение;
– год написания работы.
Титульный лист не нумеруется. Образец оформления титульного листа представлен в приложении Б.
Содержание
После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). В нем содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение В).
Введение
Введение курсовой работы является очень важной составной частью, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат проведения курсового исследования.
Введение включает следующие разделы:
– актуальность темы курсовой работы;
– степень разработанности исследуемой темы;
– объект и предмет исследования;
– цель курсовой работы;
– основные задачи, раскрывающие путь достижения цели;
– методы (способы) решения основных задач;
– информационная база исследования;
– структура работы.
Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Заключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы курсового исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки (или уточнения) рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Степень разработки темы – это краткий анализ литературы по теме указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной студентом. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе.
Объект и предмет исследования – это центральные вопросы изучаемой проблемы. Под объектом понимается все то, что подлежит изучению. Объект – это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Предмет – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Например, объект исследования – трудовые ресурсы коммерческих организаций; предмет исследования – анализ трудовых ресурсов.
На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, экономической значимости и перспективности.
Цель курсовой работы – это конечный прагматический результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Например, целью курсовой работы «Анализ и оценка состояния и использования трудовых ресурсов на предприятии» является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.
Задачи определяются поставленной целью и отражают поэтапное ее достижение. Они могут начинаться со следующих слов:
– определить;
– проанализировать;
– уточнить, дополнить понимание;
– выявить;
– систематизировать;
– разработать и т. д.
Количество задач должно быть 4–5. Задачи обязательно должны быть отражены в выводах, рекомендациях и заключении.
В курсовой работе по анализу деятельности производственных систем могут использоваться такие методы исследования, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, методы экономико-математического моделирования, методы факторного анализа, методы экспертных оценок и др.
К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования». В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:
– научные источники: данные и сведения из монографий, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т. п.;
– статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т. п.;
– официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т. п.;
– результаты собственных расчетов и т. п.
Структура работы описывается в соответствии с разделом «Содержание». Объем введения не должен превышать двух-трех страниц. Примерный вариант написания введения приведен в приложении Г.
Основная часть
Основной текст курсовой работы разбивается на три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т. к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает достаточно сложно. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.
Заголовок первой главы формируется в соответствии с темой курсовой работы. Нельзя писать «Теоретическая часть». Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе.
В этой главе должна освещаться экономическая природа показателей, исследуемых в курсовой работе; раскрываться роль экономических показателей в управлении предприятием; обосновываться методики анализа и т. д.
Заголовок второй главы также формируется в соответствии с темой курсовой работы. При этом следует указывать название предприятия, по данным которого выполняются расчеты и анализируемый период. Нельзя писать «Практическая часть».
Во второй главе обычно излагается выбранная методика анализа, которая должна подтверждаться конкретными расчетами, аналитическими таблицами, графиками и т. д. Расчеты, выполняемые в курсовой работе, должны быть представлены в динамике за несколько лет (три года), должно определяться влияние основных факторов и т. д. После каждой таблицы и графика следует писать вывод, в котором необходимо описать полученные результаты, указать причины и факторы полученных результатов и т. д.
Результатом третьей главы являются выводы и предложения по улучшению финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Студент должен стремиться к тому, чтобы каждое его предложение, каждый вывод были обоснованы, а не формальны.
Для выполнения аналитической главы курсовой работы студент может применять программные средства, такие как Audit Expert, Project Expert, ИНЭК-Аналитик, электронные таблицы Microsoft Excel и др.
Формулировки глав не должны повторять тему курсовой работы. Любая из глав может содержать иллюстративный материал.
Заключение
Оно должно быть конкретным, выполненным в виде аналитической записки. В заключении должны быть изложены основные результаты курсовой работы и предложены мероприятия, реализация которых позволят анализируемому предприятию повысить эффективность своей деятельности, избежать банкротства, максимизировать прибыль и т. п.