• в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка (продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно);
• в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
Проект может быть представлен в следующих формах:
1.Мультимедийная презентация по проблеме
2.Памятка для педагогов по работе с детьми, имеющими с ЗПР
4. Программа работы специалиста по реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР
5.Портфолио по проблеме
6. Модели интегрированного обучения детей с ЗПР в регионе, муниципальном образовании (из опыта работы).
Тема 6.2. Разноуровневые задачи (задания) по модулю «Коррекционная педагогика»
Проверьте свои знания, данные задачи имеют три уровня сложности:
1 - репродуктивный уровень;
2 - реконструктивный уровень;
3 - творческий уровень
Критерии оценки
Отлично- 21-24 верных ответов
Хорошо – 23-15 верных ответа
Удовлетворительно - 11-14 верных ответа
Неудовлетворительно - менее 10 верных ответов
Предметом коррекционной педагогики является … | ||||
а) | выявление основных тенденций в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии детей | |||
б) | разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности | |||
в) | психогигиена общения и семейного воспитания | |||
г) | процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении | |||
К числу факторов риска, оказывающих влияние на психическое развитие подростка, относятся … (укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | переориентация интересов на внешкольное окружение | |||
б) | изменчивость | |||
в) | расторможенность | |||
г) | инфантильность суждений | |||
д) | ранние проявления половых влечений | |||
Концептуальный подход к пониманию девиантного подхода, основанный на установлении связи девиации с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, называется … | ||||
а) | этнокультурным | |||
б) | социальным | |||
в) | возрастным | |||
г) | психологическим | |||
В коррекционной педагогике ведущими педагогическими категориями являются … | ||||
а) | сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика | |||
б) | обучение, воспитание, развитие | |||
в) | норма, аномалия | |||
г) | коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация | |||
На развитие ребенка с ограниченными возможностями, помимо вида и типа нарушения, будут влиять такие факторы, как … (укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | импульсивность личности | |||
б) | тип темперамента ребенка | |||
в) | условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды | |||
г) | степень и качество первичного дефекта | |||
д) | срок и время возникновения первичного дефекта | |||
Утверждение, что системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, отражает суть принципа … | ||||
а) | деятельностной основы коррекции | |||
б) | единства возрастного и индивидуального в развитии | |||
в) | единства коррекционных, профилактических и развивающих задач | |||
г) | интеграции усилий ближайшего социального окружения | |||
Для кризиса подросткового возраста характерны такие фазы, как … (укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | негативная фаза | |||
б) | посткритическая фаза | |||
в) | кульминационная фаза | |||
г) | фаза непосредственности | |||
д) | фаза независимости | |||
Ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста, – это … | ||||
а) | педагогически запущенный ребенок | |||
б) | аномальный ребенок | |||
в) | ребенок-аутист | |||
г) | социально запущенный ребенок | |||
Анализ общего и специального образования детей с отклонениями в развитии является одной из задач …… педагогики. | ||||
а) | сравнительной | |||
б) | коррекционной | |||
в) | пенитенциарной | |||
г) | социальной | |||
К социально-психологическим факторам, способным вызвать комбинированное нарушение у ребенка, относятся … (укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | последствия травм | |||
б) | расстройство детской привязанности | |||
в) | неблагоприятные условия жизни | |||
г) | наследственные заболевания | |||
д) | психическая депривация | |||
Метод прогнозирования отрицательного поведения относится к методам … | ||||
а) | перестройки мотивационной сферы и самосознания | |||
б) | «взрыва» | |||
в) | ограничения | |||
г) | положительной перспективы | |||
Понятие «психологический возраст» впервые было введено в научный оборот … | ||||
а) | М. Монтессори | |||
б) | Л. С. Выготским | |||
в) | М. С. Певзнер | |||
г) | А. С. Макаренко | |||
К основным симптомам кризиса семи лет относятся … (укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | строптивость | |||
б) | зависимость от старших | |||
в) | проявление самостоятельности | |||
г) | своеволие | |||
д) | негативизм | |||
Школьная дезадаптация является …… фактором возникновения девиантного поведения у подростков. | ||||
а) | психологическим | |||
б) | социально-педагогическим | |||
в) | физиологическим | |||
г) | социально-экономическим | |||
К принципам специальной коррекционно-педагогической деятельности неотносится … | ||||
а) | принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач | |||
б) | принцип целостности и системности педагогического процесса | |||
в) | деятельностный принцип коррекции | |||
г) | принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения | |||
Всемирная организация здравоохранения относит к третичной стадии профилактики девиантного поведения … | ||||
а) | психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений | |||
б) | устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление | |||
в) | раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений | |||
г) | лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения | |||
Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду называется … | ||||
а) | компенсацией | |||
б) | школьной адаптацией | |||
в) | коррекцией | |||
г) | социальной реабилитацией | |||
Согласно периодизации Л. С. Выготского, человек в своем развитии переживает следующие кризисы …(укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | кризис идентичности | |||
б) | кризис тринадцати лет | |||
в) | кризис трех лет | |||
г) | кризис новорожденности | |||
д) | кризис выхода на пенсию | |||
Отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам, – это … | ||||
а) | аффект | |||
б) | негативизм | |||
в) | проступок | |||
г) | девиантное поведение | |||
Система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации – это … | ||||
а) | коррекция | |||
б) | коррекционно-развивающее обучение | |||
в) | социальная реабилитация | |||
г) | коррекционно-воспитательная деятельность | |||
В дошкольном возрасте факторами риска названы такие особенности поведения ребенка, как … (укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | импульсивность поведения | |||
б) | выраженная психомоторная расторможенность | |||
в) | прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью | |||
г) | проявление самостоятельности | |||
д) | нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых | |||
Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений в поведении у детей и подростков, – это … | ||||
а) | реабилитация | |||
б) | компенсация | |||
в) | коррекция | |||
г) | обучение | |||
Процесс выработки наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды называется … | ||||
а) | адаптацией | |||
б) | социализацией | |||
в) | реабилитацией | |||
г) | дезадаптацией | |||
Различные трудности и нарушения, возникающие у ребенка в его школьной жизни, под воздействием школы, называются … | ||||
а) | школьной дезадаптацией | |||
б) | социальной дезадаптацией | |||
в) | личностной дезадаптацией | |||
г) | нарушением социализации | |||
Права лиц с проблемами в развитии в РФ регламентируется такими документами ООН как...(укажите не менее двух вариантов ответа) | ||||
а) | Декларация прав человека | |||
б) | Декларация о правах умственно-отсталых лиц | |||
в) | Декларация о правах инвалидов | |||
г) | Декларация о правах ребенка | |||
д) | Женевская конвенция | |||
Тема 6.3. Вопросы для самоконтроля
1.Предмет и объект коррекционной педагогики.
2.Основные задачи и принципы коррекционной педагогики.
3.Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.
4.Категории и основные научные теории коррекционной педагогики.
5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии.
6.Психолого-педагогические подходы к проблеме норма и отклонение развития человека.
7.Психическое здоровье и факторы риска в развитии ребенка.
8.Причины психических нарушений личностного развития детей.
9.Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии.
10.Критерии явления норма-аномалия.
11.Психический дизонтогенез по В.В. Лебединскому.
12.Первичный и вторичный дефект.
13.Комбинированные нарушения и их причины. Теория Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка.
14.Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии
15.Характерологические и поведенческие отклонения ребенка.
16.Причины и условия отклоняющегося поведения детей.
17.Критерии отклоняющегося поведения детей.