3. Темы и методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям
Семинар – особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и публично отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинарскому занятию по истории первобытного общества, студент проходит несколько этапов.
1. Знакомится с методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию, опубликованными в данном учебно-методическом комплексе.
2. Изучает материал по конспекту лекции и по базовому учебнику (Алексеев В.П. История первобытного общества. – М.: Высш. школа, 2001). Внимательно читает соответствующий раздел учебного пособия по истории первобытного общества.
3. Определяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана.
4. Изучает дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную самостоятельно. Просматривает и подбирает информацию, читает, выписывает (конспектирует узловые проблемы), обрабатывает их в соответствии с вопросами семинара и составленным планом. Отдельное внимание обращает на различные точки зрения, различные гипотезы по данному вопросу, не забывая при этом отмечать аргументацию их авторов.
5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.
6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника, учебного пособия и дополнительной литературы.
7. Репетирует выступление.
Доклад должен включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.
Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Это касается и материала, найденного в Интернете. Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко напомнить слушателям основное содержание речи и ее главные выводы. Выступление может сопровождаться электронной презентацией. При необходимости можно использовать географическую и историческую карту.
Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Избегайте бездумного переписывания и зачитывания больших фрагментов сочинений историков. Старайтесь «говорить своими словами», но используя научную терминологию. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем сидящими в аудитории.
Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.
Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.
- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.
- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко.
- План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик «перескакивает» с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.
- Переписав часть учебника или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст.
- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.
- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.