Осенью 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, который принял новую Программу партии, наметившую переход общества от социализма к коммунизму. В Программе были изложены пути формирования бесклассового общества и передача функций государственного управления органам самоуправления трудящихся. Однако в октябре 1964 г. Хрущев, с чьим именем ассоциировались грядущие перемены в обществе, был смещен с высшего государственного и партийного постов. Пришедшая во главе с Брежневым новая партийная, группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами. Уже в конце 60-х гг. стала формироваться жесткая программа внешнеполитического курса, опиравшегося на военно-промышленный комплекс страны. С начала 70-х г. г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на тяжелую, оборонную промышленность, энергетику и сельское хозяйство взяли верх над реформаторскими идеями либералов. Одновременно с такими тенденциями укрепляются позиции партийно-государственной бюрократии, которая наделяется безграничными правами.
|
|
В 60-ег. г. была сделана попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии путем ослабления регламентации их хозяйственной деятельности и введения кредитных и ценовых рычагов.
Конституция 1977 г. преобразовала систему правоохранительных органов наделив их большими властными полномочиями.
В это же время создается разветвленная сеть контрольных органов, которые осуществляли свою деятельность во всех структурах исполнитель ной власти, во всех государственных органах управления, а также учреждениях и организациях. Все эти комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик работали под руководством Верховных Советов и Правительства. Одной из основных особенностей этой организации являлась ее массовость и широкий охват вопросов, входящих в их компетенцию. Т. о. система народного контроля существовала как параллельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение законности.
Работа над новой Конституцией общества развитого социализма заняла долгие годы, ее проект был подготовлен в мае 1977 г. Новая Конституция закрепляла свой приоритет над прежними 1918, 1924, 1936 г. г. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, свободу творчества. С большой определенностью основной Закон СССР подчеркивал значение личности декларируя уважение и охрану ее прав и свобод. Все республиканские Конституции повторили в значительной мере основные положения союзной. Само определение Союза ССР как единого союзного многонационального государства говорило о стремлении усилить федеральные центристские начала
|
|
С 1985 г. началась радикальная реформа общества, призванная существенно изменить всю систему государства, но приведшая к его разрушению, т. к. сами реформы вышли из-под контроля реформаторов. В республиках СССР нарастала национальная напряженность, выдвигались требования возвращения на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий национальных республик и т. п. С 1988 г. на этой почве начались межнациональные вооруженные конфликты. В сфере экономики усиливались инфляционные процессы, сокращались показатели прироста промышленности и сельхозпроизводства. Начала формироваться рыночная экономика в связи с легализацией частного сектора, однако ее черты носили ярко выраженный спекулятивных трактор, т. к. стали «отмывать» деньги, полученные в «теневой» экономике.
На общем фоне политическая либерализация привела к значительному росту числа неформальных группировок, которые в конце 80-х гг. активно включились в политическую деятельность. Была утрачена монополия КПСС на власть, с середины 90-х г. г. начался переход к многопартийности.
В январе 1991 г. проводилась денежная реформа, которая была направлена на борьбу с «теневой экономикой», что вызвало дополнительное недовольство в обществе.
На март 1991 г. был назначен референдум по вопросу сохранения СССР, в это время по всей стране прокатилась волна забастовок в национальных республиках, официальные власти не могли остановить данного политического процесса.
19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), который заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал в СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент РСФСР Ельцин и парламент отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. После провала ГКЧП сразу же восемь союзных республик заявили о своей независимости, три вновь образованные прибалтийские республики уже в сентябре 1991 г. были признаны СССР.
Свой пост Генерального секретаря КПСС вынужден был оставить первый президент СССР Горбачев, деятельность КПСС была приостановлена, а позднее запрещена Президентом России. Союз СССР после всех политических событий окончательно распался, было образовано СНГ, открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще 8 республик, и Горбачев объявил о прекращении им функций Президента СССР.
Большие законодательные изменения происходили в СССР в период перестройки. Наиболее важным новшеством стал Закон от марта 1990 г. об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию.
Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого голосования и позднее представлял Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора. Председателя Верховного суда. Президент на основе законов был наделен правом издавать указы.
В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности», в котором перечислялись три ее основных формы: собственность граждан, коллективная и государственная.
В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета.
Демократизация социальных структур отразилась и в содержании новых законов.
Для решений хозяйственных споров между предприятиями в 1992 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
В декабре 1992 г. был принят Закон, дающий право получать в частную собственность и на продажу земельные участки, т. о. земля перестала быть монопольной собственностью государства.
|
|
Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятие специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России, для этих целей в июне 1993 г. был создан Совет по кадровой политике при Президенте.
В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента РФ, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе.
Тысячелетний путь развития российского права не завершен, оно будет и впредь развиваться в контексте различных сложнейших исторических и политических процессов в Российском, государстве.