История
Методические указания по изучению курса
Егорьевск 2011
ВВЕДЕНИЕ
В данных методических указаниях представлен систематизированный курс учебной дисциплины «История». Пособие составлено в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины История, разработанной ФГУ «Федеральный институт развития образования» на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Рассматриваемый исторический период посвящен современной истории России, охватывающий середину 80-х годов ХХ века до наших дней. Современная концепция истории российского общества еще только разрабатывается. Большинство наших соотечественников родились в одной стране – СССР, а проживают уже в другой – Российской Федерации. События декабря 1991 года вызывают в обществе противоречивые чувства: у одних – сожаление о крахе социализма, у других – надежду на лучшую жизнь в новых рыночных условиях. Современное российское общество переживает не лучшие времена: падение жизненного уровня населения, социальная дифференциация, трудноразрешаемые религиозные и национальные конфликты. Кто мы, куда мы идем? Извечный российский вопрос «Что делать и кто виноват?». Надеюсь, изучение этого курса поможет слушателям сориентироваться в сложных, непростых ситуациях, возникающих в ходе развития Российского государства, проблемах, стоящих не только перед страной, но и непосредственно перед каждым из нас.
|
|
Содержание дисциплины
Раздел 1
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы.
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м г.г.
- Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х г.г. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
- Культурное развитие народов СССР и русская культура.
3. Внешняя политика СССР.
Тема 1.2
Дезинтеграционные процессы в России и Восточной Европе во второй половине 80-х г.г.
1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-хг.г.
2. Влияние событий в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР.
Распад СССР и образование СНГ.
Раздел 2
Россия и мир в конце ХХ-началеХХ1 веков.
Тема 2.1
Постсоветское пространство в 90-е г.г. ХХ века.
1. Россия на постсоветском пространстве:договоры с Украиной, Белоруссией.
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Тема 2.3
Россия и мировые интеграционные процессы
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», продвижение НАТО на восток.
2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе. Участие России в этом процессе.
|
|
Тема 2.4
Развитие культуры в России
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
2. Тенденции сохранения самобытной культуры народов России.
3. Идеи «политкультурности» и молодежные экстремистские движения.
Тема 2.5
Перспективы развития РФ в современном мире.
1. Перспективные направления и основные проблемы развития России на современном этапе.
2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.
3. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в России.
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
В процессе изучения курса «История» курсанты – заочники выполняют одну домашнюю контрольную работу. Количество вариантов – 10. Выбор варианта производится по последней цифре. Вариант 10 соответствует последней цифре шифра – 0.
Контрольная работа включает 2 теоретических вопроса. Приступать к её выполнению необходимо только после изучения соответствующих тем курса. Объем контрольной работы должен быть не менее 20 – 24 страниц ученической тетради (примерно 10 – 12 с. на изучение каждого вопроса).
Кроме литературы, указанной в данных методических указаниях, можно использовать и дополнительную.
Оформляется контрольная работа следующим образом:
Ø на обложку тетради следует наклеить адресный бланк учебного заведения;
Ø пронумеровать страницы;
Ø на первом листе написать название темы и план изложения материала;
Ø предусмотреть поля для замечаний рецензента;
Ø по тексту работы или внизу страницы обязательно указать источник приведенных в тексте цитаты, цифровых данных;
Ø в конце работы дать список использованной литературы;
Ø в конце работы указать дату выполнения и поставить подпись;
Ø если работа выполняется в тетради в клетку, то писать нужно через строку.
При изучении курса можно пользоваться консультациями преподавателей в письменной форме, за которыми следует обращаться в заочное отделение колледжа.
На экзаменах курсант-заочник представляет экзаменатору контрольную работу и рецензию на нее. При этом следует обязательно устранить все замечания, сделанные рецензентом. Если этого не сделано, то преподаватель вправе отложить экзамен.
Контрольная работа.
Вариант 1.
1. Курс на ускорение социально-экономического развития СССР
(1985-1986 г.г.).
2. Российско-американские отношения в 90-е годы ХХ века.
Вариант 2.
1. «Новое мышление» во внешней политике СССР в 1987-1990 годах.
2. Образование и наука в СССР в 90-е годы ХХ века.
Вариант 3.
1. Перемены в общественно-политической жизни в ходе перестройки 1987-1990 г.г.
2. Изменения в системе государственной власти РСФСР (сентябрь-декабрь 1991 г.)
Вариант 4.
1. Политический кризис 19-21 августа 1991 года.
2. Приватизация государственной собственности в России в 1992-1999 годах.
Вариант 5.
1. Политика «ускорения» и «перестройки» в 1985-1986 годах.
2. Проблемы Чеченского урегулирования в 2000-2002 годах.
Вариант 6.
1. Развитие культуры России в 90-е годы ХХ века.
2. Формирование концепции внешней политики России в 90-х годах ХХ века.
Вариант 7.
1. Развитие культуры СССР в период «перестройки».
2. Политический кризис в России в январе-октябре 1993 года.
Вариант 8.
1. Выборы в Федеральное собрание и принятие новой Конституции России.
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины вооруженных конфликтов.
Вариант 9.
1. Распад СССР и образование СНГ.
2. Экономические реформы Е.Гайдара в 1992 году.
Вариант 10.
1. Экономическая политика России в 2000-2009 годах.
|
|
2. Современное политическое устройство России.