9.1. Концепции происхождения человека 69
9.2. Биологическое и социальное в антропосоциогенезе 70
9.3. Ступени антропосоциогенеза. Концепция «трех скачков» 74
9.4. Глобальные проблемы современности 76
Вопросы зачета и экзамена по КСЕ 78
Рекомендуемая литература 79
ТЕМА 1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА
1.1. Роль гуманитарного и естественно-научного образования
в формировании современного специалиста
В наше время образование превратилось в одну их важнейших отраслей человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны. Сегодня свыше 80% населения планеты грамотные люди. В развитых странах среднее образование обязательно, высшее образование перестало быть элитарным и охватывает около 40% выпускников средних учебных заведений. Мир осознал, что решение социально-экономических проблем не может быть достигнуто без высокого уровня развития образования.
Цель образования – воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии её общечеловеческого и национального богатства. Не может быть образования, не уходящего корнями в национальную культуру. Но не может быть образованным народ, не стремящийся овладеть общечеловеческими ценностями.
|
|
Значимость образования определяется не только тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом. Оно важно как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого человека. Это мир духовных ценностей личности.
Динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили проблему – образования взрослых. Во всем мире быстрыми темпами наращиваются услуги по повышению квалификации и образованию взрослых. Остро встал вопрос: чему и как учить людей? Каждое государство решает свои проблемы с учетом экономических возможностей и сложившихся традиций в культуре. Реформа высшего образования в нашей стране имеет своей целью сделать его более разносторонним и фундаментальным. Сегодня нам нужны специалисты широкой культуры, универсально образованные, обладающие высокими моральными качествами.
Под культурой принято понимать все то, что создано человеком и обществом в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений. Сегодня широко распространено представление о двух культурах – естественно-научной и социогуманитарной. Английский писатель и ученый Чарльз Сноу впервые четко сформулировал альтернативу этих двух культур. Он писал об огромной пропасти, которая наблюдается между ними и с каждым годом все возрастает. Такая поляризация культуры наносит ущерб всему – науке, искусству, обществу, человеку и, по мнению Сноу, грозит гибелью всей человеческой культуре. В 60-70 годы в массовом сознании молодежи эти различия между естественно-научным и гуманитарным знанием вылились в дискуссию между «физиками» и «лириками». Дискуссия показала необходимость более целостного развития культуры, взаимодействия науки и искусства.
|
|
Обсуждая проблемы современного образования, специалисты выделяют следующие основные направления его реформ: демократизация, компьютеризация, гуманитаризация, гуманизация и фундаментализация.
Гуманитаризация образования связана с тем, что возрастает доля знаний о человеке и обществе в подготовке любого специалиста. Эти знания способствуют выработке ценностных установок, которые являются основой духовного мира личности.
Гуманизация образования означает, что специалист должен быть не только хорошо образован, но и нравственно воспитан. Он должен утверждать в обществе подлинно человеческие отношения к другим людям, к плодам их труда, к природе. Современное общество испытывает настоятельную потребность в гуманных людях, ибо их гуманистическая ориентация во все большей мере становится необходимым условием выживания всего человечества. Экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, как безответственно утверждают некоторые авторы, а напротив – недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, невысокой нравственной культурой людей, принимающих ответственные решения.
Каждому человеку, а особенно специалисту высшей квалификации необходимо целостное мировоззрение, опирающееся на современную науку. Сегодня остро встает вопрос о систематизации знания, выявлении в нем главного, имеющего фундаментальное значение, и второстепенного, связанного с решением частных задач.
Современные требования к специалисту предполагают его готовность к повышению своей квалификации, стремление быть в курсе последних достижений в своей области, умение творчески адаптировать их к своей работе. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является развитие творческих способностей студентов. Повышение фундаментализации образования как раз и обеспечивает преемственность всех его форм, возможность самообразования человека и приобретения им знаний из различных источников. Фундаментализация образования является необходимым условием развития творческого мышления, что является весьма важным в условиях быстрого роста информации.
В ХХ веке мировая научная информация удваивалась за каждые 10-15 лет. Резко возрастало и количество ученых. Если в начале ХХ века в мире насчитывалось 100000 ученых, то к его концу их стало 5 миллионов. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками, и свыше 90% всех научно-технических достижений приходится на ХХ век. Наука сегодня охватывает около 15 тысяч дисциплин.
Быстрый рост информации приводит к быстрому её устареванию. Во многих областях современной техники половина всех знаний, полученных студентами в вузе, через 10 лет полностью обесценивается, устаревает. Кроме того, появляются новые области знания, о которых специалист просто ничего не знает. В этой ситуации особое значение приобретает развитие у студентов творческого мышления, увеличение доли фундаментальных знаний. Фундаментальные знания – это прежде всего хороший теоретический багаж, широкий научный кругозор. Система образования должна дать целостное видение мира, представление о наиболее важных проблемах, которые возникают перед человечеством. Важную роль в процессе фундаментализации образования призван сыграть курс «концепции современного естествознания».