Уголовно-процессуального права

Любая отрасль права включает в себя нормативно-правовые акты, образующие отраслевое законодательство. Уголовно-процессуальное законодательство, с одной стороны, обеспечивает законность деятельности следователя, дознавателя, прокурора и суда, с другой стороны – направлено на реализацию положений уголовного кодекса. Применение уголовного наказания невозможно без проведения надлежащей процедуры установления всех обстоятельств преступления с помощью доказательств. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство должно защищать от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, обеспечивать реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию и осуждению.

Закон должен обеспечивать такой порядок судопроизводства, который защищает человека и гражданина, общество, государство от преступлений путем создания условий раскрытия преступления, осуждения виновного, возмещения ущерба, нанесенного преступлением, путем строгого соблюдения процессуальных норм, охраняющих права и законные интересы, честь и достоинство всех участников уголовного судопроизводства и иных лиц. Закон является основным элементом права, его "держателем" и "путеводителем".

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих деятельность органов дознания, следователей, прокуроров судьи и суда по проверке заявлений (сообщений) о преступлении, проведению предварительного расследования, рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Под источником уголовно-процессуального права чаще всего понимают совокупность (систему) правовых актов, содержащих соответствующие нормы. В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон, принимаемый высшим представительным органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений.

Все источники уголовно-процессуального права можно разделить на те, что обязательны для исполнения (нормативные), и те, что носят предписывающий, руководящий характер.

К первой группе относятся международные договоры, Конституция РФ, УПК РФ, законы, Федеральные и Федеральные конституционные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, указания, постановления Правительства РФ и т.п.). Источники данной группы указаны в зависимости от их юридической силы.

Вторую группу образуют общепризнанные принципы, решения Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, правовые обычаи.

Международные нормативные акты регламентируют различные вопросы уголовного процесса. При этом устанавливается приоритет их применения в случае, если нормами национального законодательства предусматриваются иные правила. Такими источниками являются все международные договоры (конвенции, пакты, декларации, протоколы и др.), в том числе и ранее заключенные СССР, поскольку Российская Федерация стала его правопреемником.

Международные акты можно группировать по основным направлениям уголовно-процессуальной деятельности, а именно:

- сбор, анализ и обмен информацией (ст. 11 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 28 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;

- выдача лица, причастного к совершению преступления в ее составе (ст. 7 Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года; Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года; ст. 11 Конвенции о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года; ст. 16 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 16 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст.ст. 15–17 Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года;

- оказание взаимной правовой помощи (Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи от 20 апреля 1959 года; ст. 37 Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года; ст.ст. 10, 11 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 21 Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года; ст.ст. 5, 7 и 9 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года; ст.ст 8, 12 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 18 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; раздел 4 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 года; ст. 6 Европейской Конвенции о правой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года; ст. 17 Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года;), которая включает в себя:

а) получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц;

б) вручение судебных документов;

в) проведение обыска и производство выемки или ареста;

г) осмотр объектов и участков местности;

д) предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов;

е) предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы;

ж) выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;

з) содействие добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего государства-участника;

и) оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника;

- проведение совместных расследований (ст. 19 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, ст. 63 и ч. 2 ст. 100 Конвенции[15] о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года;

- передача уголовного производства (ст. 21 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст. 8 Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года;

- получение сведений об интересующих лицах (ст. 6 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 22 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст. 18 Европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 года;

- криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия (ст. 23 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);

- защита свидетелей (ст. 24 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);

- помощь потерпевшим и их защита (ст. 25 Конвенции против транснациональной организованной преступности) от 15 ноября 2000 года.

Особое внимание следует обратить на прогрессивный характер Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года, подписанной в г. Кишиневе. Данный документ позволяет государствам-участникам Содружества Независимых Государств оказывать друг другу правовую помощь не только через центральные, но и территориальные органы (ст. 5 Конвенции), что позволит сократить время ответов на запросы, быстрее принимать важные решения, а значит будет способствовать эффективности уголовного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: