Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса

Физическая тяжесть труда – нагрузка на организм, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующих энергетических затрат. Классификация физического труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учётом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

• величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену;

масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

• количество стереотипных рабочих движений в смену;

• величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза;

• удобство рабочей позы;

• количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при от­сутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки. Динамическая работа процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза и тела человека в пространстве. Условия труда оптимальные при перемещении груза до 15 кг, допустимые или вредные условия труда 1-й степени тяжести – до 30 кг (для женщин - 7 и 10 кг соответственно). Статическая нагрузка – связанна с затратой человеком усилий без перемещения тела. Она характеризуется массой удерживаемого груза и временем удержания его в статическом состоянии. Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных движений и перемещений в пространстве. Под перемещением в пространстве понимают переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом. Перемещения до 4-х км – оптимальные условия труда, от 4-х до 10 км – допустимые, а до 15 км и выше – соответственно вредные условия труда 1 и 2 степени. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недо­статков. Это, прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% ра­бочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в преде­лах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Про­фессии механизированного труда нередко требуют специаль­ных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдает­ся уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечнос­тей, которые должны обеспечить большую скорость и точ­ность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде инфор­мации приводят к монотонности труда. Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исклю­чает человека из процесса непосредственной обработки пред­мета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выполне­ния, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония — одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления ле­жит преобладание процесса торможения в корковой деятельно­сти, развивающееся при действии однообразных повторных Раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление. Формы труда, связанные с дистанционным управ­лением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое опе­ративное звено - чем менее автоматизирован процесс уп­равления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты уп­равления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник нахо­дится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации (интеллектуальный труд). Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

• оптимальный — напряженность труда легкой степени;

• допустимый — напряженность труда средней степени;

• напряженный труд трех степеней.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Напряжённость труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа, одновременно наблюдаемых объектов (поездные диспетчеры, операторы и др.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25% от продолжительности рабочей смены – условия труда оптимальные, 26-50% - допустимые, 51-75% - напряжённый труд 1-й степени, более 75% - 2-ой степени. Работа за компьютером свыше 3 часов определяет класс условий труда как напряжённый, от 3 до 4 часов – 1-й степени (класс 3.1), более 4-х часов – 2-й степени (класс 3.2).Условия труда характеризуются также фактической продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. При продолжительности рабочего дня до 7часов – оптимальные условия труда; до 9часов – допустимые; более 9часов – напряжённые. Односменная работа без ночной смены – оптимальные условия труда; двухсменная без ночной смены – допустимые. Трёхсменная работа с наличием ночной смены – это напряжённый труд 1-й степени вредности.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инже­неры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его –это ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, след­ствием чего является мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составля­ют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повыше­нию эмоционального напряжения. Гипокинезия является не­благоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной дея­тельности. В наступивший компьютерный век во многих про­фессиях, преимущественно физического труда, увеличива­ется доля умственного компонента, когда даже функции уп­равления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на оператор­ский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Отлича­ются они по организации трудового процесса, равномернос­ти нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофак­торного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного ад­министратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учрежде­ний, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышен­ной личной ответственностью, периодическим возникновени­ем конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, на­пряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайне­ров, научных работников, писателей, композиторов, артис­тов, художников, архитекторов, конструкторов. Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильно­го решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, вос­приятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное осуществление различных форм трудовой де­ятельности человека возможно при обязательном учете фи­зиологических основ умственного и физического труда, про­ведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых кол­лективов и отдельных работников.

Все производственные факторы подлежат анализу при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. Следует отметить, что чёткой границы между опасными и вредными производственными факторами часто не существует, но определенная взаимосвязь имеет место. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению травмоопасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: