Карл Поппер Теория фальсификационизма | Томас Кун Теория научных революций | Имре Лакатос Теория научно-исследовательских программ | Майкл Полани Концепция неявного знания | Пол Фейерабенд Теория пролиферации идей и методологического анархизма | |
Ответ на слабые стороны предыдущих концепций | Надо показать не что есть наука, а что есть не наука. | Критика и опровержения возможны только в периоды «кризисов»! | Одна парадигма не может господствовать! Их всегда несколько! | Текст, в т.ч. научный, не передает в явной форме все, что в него пытался заложить автор. | Возвеличивают роль науки, недооценивают роль субъективного фактора и ненаучных знаний |
Сущность концепции | Наука это процесс выдвижения гипотез и их опровержения. Наука точно определяет условия, при которых та или иная позиция признается непригодной. Это постоянный процесс. | Процесс развития научного знания - это процесс смены парадигм. Это «мистическое преображение». | Наука – это процесс соперничества научных теорий (научно-исследовательских программ), где побеждает та, эвристический потенциал которой выше. Именно он и может обеспечить получение нового знания. | Любой научный текст всегда является частью более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности, ее контекста, а последний – частью еще боле широкой и неопределенной реальности – интертекста. | Наука и ее развитие это процесс пролиферации, то есть размножения несоизмеримых теорий. Все виды и Формы знания равноправны, что и способствует росту знания. |
Слабые стороны | Почему теории или гипотезы опровергаются только в определенные периоды? А не всегда, не постоянно? | Всегда ли господствует одна парадигма? Существуют «внепарадигмальные» факты. | Не ясно как формируются исследовательские программы и их базисные теории. | Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, следовательно, их практически невозможно передать? | Исключается значимость рациональной и методологической составляющей науки. |
Таблица 1. Непозитивистские трактовки научного знания и познания.
|
|
Название | Конвенционализм (Ле Руа, А. Пуанкаре) | Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) | Операционализм (П. Бриджмен) | Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно) |
Сущность | В основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты и пр., т.е. критериями не связанными непосредственно с их истинностью | Все знание, в том числе и научное имеет адаптационно-практическую природу и должно приносить пользу людям. Критерий научности – польза и успех. | Значение любого подлинно научного знания должно быть синонимично множеству операций (прежде всего измерения!), используемых для фиксации соответствующих характеристик объекта. | Наблюдения и факты не имеют примата в науке. Традиционная теория как дедуктивная система высказываний – первый уровень понимания, который социально обусловлен. Науку нельзя освободить от ценностей. |
Слабые стороны | Абсолютизация идеи конвенции | Абсолютизация идеи пользы и практичности | Абсолютизация опытной, измерительной процедуры в науке | Недооценка роли эмпирического уровня в науке |
Таблица 2.
|
|
Название | Феноменология (Э. Гуссерль) | Философия науки (М. Хайдеггер) | Герменевтическая философия науки (Г. Гадамер) | Постмодернизм (Ж._Ф. Лиотар) |
Сущность | Наука это сознание в его смыслах, ее сущность – осознание смыслов, эйдосов. Научное познание предполагает уровень первоочевидностей (исходные впечатления от изучаемых объектов) и уровень идеальных очевидностей. К ним следует также добавить язык и практику. Важнейшим методом науки является феноменологически -универсальная индукция, восхождение от переживаний к эйдосам и постоянная ее реактивация | Наука – это конструирование и навязывание сущему (миру) схемы предметного противостояния, рассмотрения, согласно методу, картины мира как совокупности представлений. Наука это такое представление, когда мир становится картиной, в которой все – предметы. В науке мир не сущее, а картина, состоящая из предметов, которые и изучаются. | Наука – это существенная, но не единственная часть герменевтического опыта. Научные факты это события в рамках обширного жизненного опыта человека. Понимание событий осуществляется в языке. Теория – жесткий языковый каркас, грубо натягиваемый на мир единичных событий и навязывающий ему объективизм законов. | Эволюция науки это прерывное, несгладимое, катастрофическое, парадоксальное развитие. Постмодернистская наука меняет смысл слова «знание», объясняя, как это изменение происходит. Она производит не известное, а неизвестное. Наука создает идеи и наращивает агонию по их поводу. |
Слабые стороны | Абсолютизация роли ментального в науке. | Отказ науке в возможности постижения реального мира, недооценка опытной науки | Сведение всего опыта науки к сфере языка. | Преувеличение парадоксальности современной науки. |