Прибыль – обобщающий показатель хозяйственной деятельности фирмы. Напомним, что в фундаментальной экономической теории существуют понятия «экономическая прибыль» И «бухгалтерская прибыль», существование которых связано с явными и скрытыми издержками.
Функции прибыли:
1. Контрольная. Прибыль отражает результат хозяйствования предприятия. Она - показатель эффективности его функционирования.
2. Стимулирующая. Прибыль - источник финансирования расширенного воспроизводства. Фирма может за счет прибыли расширять производство.
3. Распределительная. Средства из прибыли при ее распределении поступают в качестве доходов в госбюджет – через уплату налогов и домашним хозяйствам - через выплату доходов владельцам капитала, собственникам предприятий и работникам в виде премий из прибыли и участия в прибылях.
Показатели прибыли:
1. Балансовая прибыль включает в себя:
a) Прибыль от реализации продукции – результат, полученный от основной деятельности предприятия. Исчисляется следующим образом:
|
|
Прибыльреализ. = Выручка от реализации без НДС и акцизов – Затраты на производство и реализацию
b) Прибыль от прочей реализации, которая исчисляется следующим образом:
Прибыльпрочей реализ. = Выручка от прочей реализации – Затраты на производство и реализацию объектов прочей реализации.
c) Финансовые результаты от внереализационных операций:
· Сальдо штрафов;
· Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
· Поступления по суммам дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;
· Проценты, полученные по денежным средствам на счетах фирмы;
· Доход от долевого участия в уставных капиталах других предприятий, доходы по ценным бумагам и т.п.
· Доходы от сдачи имущества в аренду;
· Недостача материальных средств, выявленная при инвентаризации.
2. Чистая прибыль исчисляется следующим образом: Валовая прибыль – Налоги – Процент по взятым кредитам.
Для обеспечения прибыльности производства предприятие должно соблюдать следующие правила:
1. Выбирать производство таких товаров, которые пользуются спросом.
2. Использовать производственные факторы таким образом, чтобы издержки производства были ниже общественных.
3. Эффективно действовать в сфере обращения (как при сбыте продукции, так и при покупке производственных ресурсов).
4. Обеспечить стабильный экономический рост.
Рентабельность – относительный показатель доходности фирмы. В общем виде рентабельность – это отношение прибыли к какому-либо показателю.
На практике показатель рентабельности рассчитывается следующим образом.
1. Рентабельность = Балансовая прибыль/(Среднегодовая стоимость основных производственных фондов+Среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств)
|
|
2. Рентабельность = Чистая прибыль/(Среднегодовая стоимость основных производственных фондов+Среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств)
Факторы, влияющие на рентабельность:
· прибыль;
· эффективность использования основных производственных фондов;
· эффективность использования оборотных средств.
Увеличение прибыли приводит, при прочих равных условиях, к росту рентабельности. Прибыль может увеличиться вследствие:
a) увеличения объема выпуска;
b) повышения удельного веса продукции с более высокой рентабельностью в выпускаемой продукции;
c) снижения себестоимости продукции;
d) повышения цена на продукцию и т.д.
Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и эффективности. Рентабельность выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Эта система включает в себя пять групп показателей:
1. Рентабельность продукции,
2. Продаж,
3. Активов,
4. Собственного капитала
5. Прочие показатели.
Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.
1. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (Pr) к себестоимости (TC). Рпрод. = Pr / TC. Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции.
2. Расчет рентабельности с учетом доходности на вложенный капитал: Rвложенный капитал = (Вложенный в данное производство капитал * Уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом): (Себестоимость единицы продукции * Объем реализации в натуральном выражении).
Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:
ROS = прибыль от реализации / выручка от реализации,
Рост этого показателя может отражать:
· рост цен на продукцию при постоянных затратах
· увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции.
Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции.
Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: снижать себестоимость или увеличивать объем производства.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности (ROA, ROI) – рентабельность активов или инвестиций:
ROA = прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая)/ средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период,
Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.
Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.
ROE = ЧП/ ПIII (4.29)
где:
ROE – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);
ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
|
|
Этот показатель демонстрирует эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, а кроме того, он показывает степень риска предприятия, отражающую рост ROE.
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.
Прибыль на 1 акцию:
EPS = ЧПА /КА (4.30)
где:
ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;
КА – среднее число обращающихся за год акций.
Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит:
Р /E = РЦА /EPS (4.31)
где:
РЦА – рыночная цена акции.
Показатель выплаты дивидендов равен:
PR = ДВ / ЧП (4.32)
где:
ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.
Типы рыночного поведения фирм. Ранее мы исходили из того, что целью фирмы является максимизация прибыли. Однако такое утверждение не всегда является верным.
Виды фирм в зависимости от рыночного поведения:
1. Предпринимательская фирма. Один владелец, он же управляющий. Собственники, предприниматель, менеджер – одно лицо. Функции управления и собственности объединены. Цель – максимизация прибыли.
2. Капиталистическая фирма. Много владельцев. Отделение собственности от управления. Множественность целей: расширение доли рынка, закрепление рыночной ниши и др.
3. Самоуправляющаяся фирма. Собственник и работник – одно лицо. Цель – максимизация общего дохода. Одна из целей – самозанятость и ее сохранение, причем эта цель может превалировать над прибылью.
4. Государственная фирма. Цель – максимизация общественной выгоды.
5. Директорская фирма. Собственность отделена от управления. Возможная цель – максимизация выгоды менеджеров.
Следовательно, целей фирмы может быть много, и не все сводятся к прибыли:
1. Максимизация выручки;
2. Экономический рост, устойчивость в долгосрочной перспективе;
3. «Стремление к удовлетворенности». В сложных корпоративных образованиях существуют несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики и т.д.). Следовательно, возникает проблема баланса интересов. Возможная цель в этой ситуации – обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.
|
|
В современной экономике речь идет не столько о максимизации прибыли, сколько о достижении ее определенного уровня, который удовлетворял бы фирму в долгосрочной перспективе.