Показатели монопольной власти

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы - 1/Е. Опираясь на это положение, Абба Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

, где

Рm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции предельные издержки равны цене. Отсюда следует, что . Если , то фирма обладает монопольной властью. Чем выше данный показатель, тем сильнее монопольная власть. Так как на практике МС посчитать сложно, то их заменяют на АС. Тогда индекс приобретает следующий вид:

.

Тем самым данный показатель рассматривает высокие прибыли как основной признак монополии. Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля -Хиршмана (). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли:

, где

- удельный вес самой крупной фирмы;

- удельный вес следующей по величине фирмы;

- удельный вес наименьшей фирмы. S измеряется в процентах. При этом предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: