Круг современных исследований феномена науки чрезвычайно широк и представляет собой ряд самостоятельных отраслей и направлений — философии науки, истории и социологии науки, логики и методологии науки, психологии научного творчества и т. п. Особое место в этом ряду занимает науковедение, которое, исследуя тенденции внутреннего развития каждого из этих направлений, объединяет весь фронт исследований науки.
Большинство исследователей указывают на необходимость создания единого комплексного и синтезирующего науковедения, изучающего закономерности функционирования и развития науки как особой целостностной системы. Одновременно предпринимаются попытки определить структуру и предмет этой области знания, сформулировать исследовательскую программу науковедения.
В процессе формирования науковедения среди учёных возникло мнение, что эта наука включает комплекс дисциплин, требующих для своего решения данные и методы различных наук, связанных единством предмета и цели исследования. К ним относят историю науки и техники, логику, социологию, экономические науки, психологию научно-технической деятельности и др. И. Малецки отмечал в первом номере журнала «Вопросы науковедения: исследования и материалы», что предмет новой науки предельно ясен; его краткое определение гласит: науковедение - есть научная дисциплина (группа дисциплин), предмет которой составляет научная деятельность и наука как сокровищница знаний [4,с. 6]. Из указанного определения вытекают следующие аспекты науковедения:
|
|
- наука как метод объективного познания действительности;
- наука как систематизированное собрание знаний;
- научная деятельность; развитие научных исследований как исторический процесс и социологическое явление;
- воздействие научных исследований на происходящие в стране общественные, экономические и культурные изменения;
- формы организации и координации научных исследований.
Рассматривая вопросы комплексного анализа науки, позволяющие определить специфику этой области как объекта исследования, В. В. Кисилева и Т. И. Кузнецова отмечают, что предметом изучения науковедения, которое должно выполнять функцию методологии и методики, является наука.
Исходя из современного состояния науковедения выделяется пять направлений его развития: общее науковедение, социология науки, психология науки, организация и экономика науки.
Структура любой науки подвижна, со временем она изменяется, преобразуется. Поэтому и структуру науковедения нельзя рассматривать как раз и навсегда установившуюся. Науковедение — относительно молодая отрасль науки, где многое ещё не устоялось; в силу комплексности и сложности её предмета в отношении структуры науковедения возможны различные точки зрения. Сложность усугубляется ещё и тем, что некоторые направления, сложившиеся в нем, начали развиваться в рамках других наук — экономики, социологии, психологии. На различии мнений о структуре науковедения сильно сказывается и то, что до настоящего времени большинство специалистов, работающих в этой области, не получают специальной науковедческой подготовки, а приходят из других отраслей знания и стремятся сохранить связь с ними, получить признание как специалисты в области истории науки, социологии, психологии, экономических наук и т. д.
|
|
В настоящее время можно выделить пять главных направлений исследований в науковедении (рис. 3).
Рис. 3. Отрасли науковедения
Исходя из современного состояния науковедения и тенденций его развития, мы полагаем, что о них можно уже говорить как об отраслях науковедения, или специальных науковедческих дисциплинах.
1. Общее науковедение, задачей которого является разработка на основе знаний о функционировании и закономерностях развития науки общих теоретических и методологических основ управления процессом развития науки. Важнейшей задачей общего науковедения по отношению к другим отраслям науковедения, или частным науковедческим дисциплинам, является разработка методологии комплексного анализа процесса развития науки. Иными словами, общее науковедение выступает прежде всего как методологическая основа всего комплекса науковедческих знаний.
2. Социология науки в рамках науковедения развивается как исследование науки в качестве компонента социальной системы, социального института и особой социальной организации (собственно социологический предмет этой отрасли знания) с ориентацией на анализ влияния соответствующих процессов на развитие самой науки, совершенствование форм её организации и управления ею. В центре внимания исследований здесь находятся социальные взаимосвязи учёных и научных коллективов, общественно необходимые формы их деятельности, исследование процессов воздействия общественных условий на развитие науки, а науки — на общественный прогресс.
3. Психология науки изучает психологические аспекты научного и технического творчества, социально-психологические проблемы в научном коллективе в целях выявления путей и методов создания творческой и целеустремленной организации совместной деятельности с учётом личных особенностей работников.
4. Экономика науки исследует действие экономических законов и их особенности в сфере науки. Центральное место в ней занимают:
- проблемы науки и экономики, в частности науки и производства, науки и непроизводственной сферы, экономического стимулирования научно-технического прогресса и применения в народном хозяйстве научных достижений, проблемы повышения социально-экономической эффективности науки;
- проблемы установления научно-обоснованных пропорций выделения трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов на развитие науки;
- экономические проблемы рационального использования ресурсов, выделяемых обществом на развитие науки.
Организация науки — отрасль науковедения, которая исследует (с учётом специфики науки и особенностей научной деятельности как особой творческой деятельности, а также связей науки с производством и другими сферами общественной практики) принципы, конкретные формы и методы организации и планирования научно-исследовательской работы и управления ею как в рамках научных коллективов, так и в масштабе государства.
Эти направления исследований составляют специальные или частные науковедческие дисциплины. Одни из них, как, например, социология и психология науки, начали развиваться довольно давно и имеют хорошо разработанную эмпирическую и теоретическую базу; другие находятся ещё в стадии формирования. Если внимательно проследить развитие этих отраслей, то легко убедиться, что даже такие из них, как социология и психология науки, до возникновения науковедения представляли собой области эпизодических исследований, которые не осознавались не только как самостоятельные отрасли социологии и психологии, но даже как самостоятельные направления в них. Они не вычленялись из потока других исследований в рамках этих наук и превратились в самостоятельные отрасли лишь с формированием науковедения. Именно в системе науковедческих исследований эти отрасли не только получили стимулы развития, но и обрели статус особых направлений исследования.
|
|
В силу единства и органической связи между различными аспектами науки в науковедении не только требуется соотносить данные, полученные в одной отрасли, с данными других отраслей, но и, при разработке программы исследования, необходимо в полной мере учитывать взаимосвязь изучаемого явления с другими явлениями. Потребность в науковедении как раз и вытекает из принципиальной невозможности в рамках отдельных частных дисциплин дать полное, всестороннее освещение изучаемого объекта.
Одна из центральных задач науковедения — поиск путей повышения эффективности научной деятельности. Эта проблема огромной социальной важности требует сочетания изучения научной деятельности на макроуровне с исследованием процессов, развертывающихся в первичных научных коллективах и в деятельности отдельной творческой личности. Научное творчество, будучи социально детерминированным, вместе с тем является процессом сугубо личным. Личность нигде не проявляется так ярко и отчетливо, как в творчестве. Глубокая заинтересованность в приобретении всё более полных и достоверных знаний о реальности всегда служила и будет служить главным стимулом тяжёлого, порой изнурительного труда в науке. В современных условиях учёный не может реализовать эту потребность иначе, как в определённых организационных структурах. Тем самым перед практикой организации науки встает проблема установления необходимого соответствия между программой, целью коллектива и внутренней мотивацией самого учёного. Творческая атмосфера в коллективе, правильная организация труда в нём зависят не только от творческого подхода к предметным проблемам, которые решает коллектив, но и к человеческим проблемам, возникающим в связи с организацией исследований, с коллективным характером научного труда.
|
|
Выделяется группа исследований, посвященная проблемам создания, материального, информационного, кадрового обеспечения деятельности крупных исследовательских объединений, научных центров и гигантских научно-технических проектов (освоение Космоса, Мирового океана и т.п.). Основное внимание уделяется изучению их функций в структуре научно-технического прогресса, проблемам объединения различных форм научно-технической деятельности. Исследуются информационные потоки и способы коммуникации участников, применяются методы функционально-иерархического моделирования, проводятся комплексные социологические и социально-психологические исследования.
Важную роль играет специфичная проблематика, связанная с подготовкой и использованием научных кадров (системы отбора, специальной подготовки, сохранения и повышения квалификации).
Помимо основных направлений в изучении науки и научной деятельности, которые мы назвали и которые в разной мере развиты, но уже сложились и существуют в мировой науке, в последние годы все большее внимание учёных и общественности привлекают социально-этические проблемы научной деятельности, или этика науки. Не будет ничего удивительного, если со временем возникнет ещё одно направление науковедческих исследований, предметом которого станет изучение этических проблем научной деятельности. Скорее можно удивляться тому, что эти проблемы до сих пор изучаются слишком мало и не систематически. Между тем здесь множество сложных и важных вопросов, нуждающихся в специальном изучении.
Назрела также необходимость в специальной, систематической разработке правовых проблем научной деятельности. Необходима система правовых норм, регулирующих научную деятельность, обеспечивающих высокую эффективность развития науки, простор для её саморазвития как системы знаний, универсальной преобразующей социальной силы.