По формулированию целей и задач
Научных исследований и разработок
Анализ большого количества документально оформленных результатов исследований и разработок показывает, что в подавляющем большинстве случаев исследователи и разработчики не приводят кратких и чётких формулировок цели и решаемой общей задачи, иногда полагая их очевидными из приводимого перечисления частных задач и описанных их решений. Если же формулировки приводятся, то они обычно не выдерживают даже благожелательной критики. По мнению многих специалистов краткое и чёткое, правильное формулирование цели и общей задачи исследования (разработки), в частности, например, в диссертации или даже в дипломном проекте, является довольно непростым делом.
Возможно, это происходит из-за того, что в существующей энциклопедической, справочной и научно-методической литературе рекомендации, на которые можно было бы опереться, практически отсутствуют, и поэтому правила формулирования цели и общей задачи исследования (разработки) каждый себе представляет и трактует по-своему.
|
|
Эти обстоятельства придают актуальность составлению рекомендаций по формулированию целей и задач при выполнении исследований и разработок, которые будут изложены применительно к диссертационному исследованию.
Формулировка цели
Типичной ошибкой является стремление неопытного автора сформулировать цель исследования так, чтобы она выражала сложность исследования (разработки) и всесторонне
характеризовала основные научные результаты, которых стремятся достигнуть, при этом фактически общая цель подменяется множеством частных целей, что нарушает её единство.
Надо исходить из того, что сложность и всесторонность исследования (разработки) характеризуется не целью, а отдельно излагаемыми формулировками объекта, предмета и научной задачи диссертационного исследования, перечнем частных задач, а также описаниями результатов решения частных задач и научной задачи в целом.
Приведение в формулировке цели сведений о путях и условиях её достижения (характеризуемых словами «на основе …», «с учётом …» и т.п.) сводится к дублированию других элементов изложения.
Пример неудачной формулировки цели из реальной диссертации:
«Целью диссертационного исследования является развитие теории приёма световых сигналов в оптических информационных системах, работающих в режиме счёта фотонов, на основе амплитудных методов селекции одноэлектронных импульсов и совершенствование технической базы приёмных комплексов оптических телекоммуникационных систем».
|
|
Здесь содержится, как минимум, две частных цели.
Формулирование цели существенно упрощается и чаще всего превращается в рутинную работу, если руководствоваться некоторыми требованиями.
Требования к формулировке цели:
1) единство цели, отсутствие элементов, указывающих пути и методы её достижения;
2) возможность оценки степени достижения цели.
Сформулированные требования заслуживают некоторых пояснений на примерах и перевода на язык рекомендаций.
Для обеспечения требования единства цель целесообразно формулировать как целостный результат целенаправленного изменения объекта исследования (разработки).
Цель, имеющая практическое значение, должна выражать основной результат в виде прагматического эффекта (например, технического, экономического, организационного и т.п.).
Цель, имеющая теоретическое значение, должна выражать основной результат в виде наращивания или развития знаний (формулировки типа «обоснование …», «доказательство …» и т.п.).
С учётом сказанного, не следует цель излагать как множественную (в виде совокупности частных целей и задач) и отягощать её второстепенными деталями (выражаемыми словами “с учётом”, “на основе” и т.п.), сковывающими рамки творческого поиска.
Очень часто формулировку прагматической цели пытаются начать с названий этапов опытно-конструкторских работ (разработка, выбор, проектирование, оценка, …). Такие формулировки акцентируют внимание не на основном результате целенаправленного изменения объекта, к чему следовало бы стремиться, а лишь указывают некоторый путь достижения цели.
Интуитивно осознавая этот недостаток, довольно часто прибегают к более расширенным формулировкам, таким как «разработка (объекта), позволяющего (нечто)», «проектирование(объекта), обеспечивающего (нечто)».
Поскольку в таких случаях цель выражается лишь тем, что названо «нечто», формулировку следует сократить, убрав из неё элементы, навязывающие путь достижения цели.
Так, например, вместо цели «разработка метода обработки данных, обеспечивающего сокращение сроков выполнения информационно-вычислительных работ» предпочтительней использовать формулировку «сокращение сроков выполнения информационно-вычислительных работ», в которой исключено указание о пути её достижения.
Для обеспечения второго требования (возможность оценки степени достижения цели) следует стремиться к тому, чтобы оценка могла быть выполнена с помощью одного интегрального показателя, предпочтительно количественного. Цель «повышение эффективности управления изделием» в случае, если становится ясным, что эффективность будет оцениваться показателем оперативности, должна быть заменена на «повышение оперативности управления изделием».
Следует отметить некоторые особенности формулирования цели диссертационного исследования. Учитывая требование пункта 10 положения о присуждении учёных степеней [7]: «В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов», необходимо чётко различать цель диссертационного исследования прагматическую и научную.
Цель диссертационного исследования «разработка (либо обоснование) рекомендаций по …» – это явная претензия на диссертацию, имеющую теоретическое значение.