резкими движениями, изменениями цвета, яркости и звука, то есть раздражителями, автоматически активирующими древние, или, как их называл Пол Маклин, «рептильные», структуры мозга.
Центральный для когнитивных исследований вопрос о рациональности мышления и принимаемых нами решений не мог не возникнуть к началу 1960-х годов, когда впервые в истории были созданы технические средства, достаточные для самоуничтожения человечества. Разработанные за последние годы методы объективации психических процессов и состояний не только обогатили науку, но и создали условия для совершенно новых практических приложений. Мы находимся на пороге качественного скачка в возможностях воздействия на разум, поведение и личность. Признаком этого является разработка интеллигентных интерфейсов, способных к текущему отслеживанию состояния, восприятия и намерений их пользователя. Хочется верить, что эти средства, как и все более эффективные психо- и когнотропные препараты, будут использоваться во благо человека. Нельзя отрицать, однако, что они же могут привести к появлению таких форм внешнего контроля, которые не могли представить себе даже наиболее мрачно настроенные авторы футуристических романов. Современная психология, с ее центральным положением среди эмпирических наук о человеке, становится важнейшим фактором этого развития и его вероятного социального регулирования.
Психология — это молодая наука, для которой наступает пора зрелости. Ей еще предстоит дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы иметь возможность надеяться.
ЛИТЕРАТУРА
Августин. Творения. Киев, 1901.
Альтшулер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1973.
Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко A.B. Осязание в процессах познания
и труда. М.: Педагогика, 1959.
Андерсон Дж.Р. Когнитивная психология. Москва: Питер, 2002. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки
русской культуры, 1995.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975—1982. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. Трактат о душе // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.
1.М.: Мысль, 1975. С. 5-62. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1981.
Бейлин Дж. Краткая история генеративной грамматики // Кибрик A.A., Кобозева И.М., Секерина И.А. (ред.). Современная американская лингвистика. М.: УРСС, 2002. С. 13-57.
Берг А.И., Бирюков Б.В. Философские вопросы кибернетики // Энциклопедия кибернетики. Т. 2. Киев, 1975. С. 502-506.
Бергсон А. Материя и память. Собр. соч. СПб.: Скирмунт, 1913.
Бернштейн H.A. О построении движении. М.: Медгиз/Наука, 1947/1991.
Бернштейн H.A. Очерки по физиологии активности и физиологии движений. М.: Медицина, 1966.
Бернштейн H.A. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, 2003.
Блинникова И.В., Капица М.С., Барлас Т.В. Функциональные и эмоциональные искажения в пространственных представлениях // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. №3. С. 17-31.
Блонский П.П. Память и мышление. М.—Л.: Огиз, 1935.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968.
Величковский Б.М. Микроструктурный анализ зрительного восприятия: Дисс.... канд.
психол. наук. М.: МГУ, 1973. Величковский Б.М. Зрительная память и модели переработки информации человеком //
Вопросы психологии. 1977. № 6. С. 49—61. Величковский Б.М. Функциональная структура перцептивных процессов // Основы
психологии: ощущения и восприятия. М.: Педагогика, 1982а. С. 219—246. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та,
19826. Величковский Б.М. Установка и сознательный контроль в психологии познания //
Дмитрий Николаевич Узнадзе — классик советской психологии. Тбилиси: Мецние-
реба, 1986а. С. 73-89. Величковский Б.М. Функциональная структура познавательных процессов: Дисс....
докт. психол. наук. М.: МГУ, 19866.
Величковский Б.М. Модули, градиенты и гетерархии: где мы находимся в изучении когнитивной архитектуры? // А.Е. Войскунский, А.Н. Ждан, O.K. Тихомиров (ред.).
Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М.: Смысл, 1999.
С. 161-190. Величковский Б.М. Успехи когнитивных наук: технологии, внимательные к вниманию
человека // В мире науки. 2003. № 12. С. 87—93.
Велйчковский Б.M., Блинникова И.В., Лапин Е.А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 103—112.
Велйчковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Велйчковский Б.М., Капица М.С. Хронометрический анализ восприятия пространственного положения, направления движения и симметричности формы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1980. № 1. С. 54-61.
Велйчковский Б.М., Леонтьев Д.А. Предисловие // Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., доп. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003. С. 15—19.
Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
Виндельбанд В. История новой философии. В 2 т. М.: Терра, 2000.
Винер Н. Кибернетика. М.: Физматгиз, 1958.
Виноград Т. Программа, понимающая естественный язык. М.: Мир, 1976.
Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций (1934) // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 404—418.
Голдберг Э. Управляющий мозг. М.: Смысл, 2004.
Дёрнер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997.
Джексон П. Введение в экспертные системы. М.—СПб.: Вильяме, 2001.
Джемс (Джеймс) У. Научные основы психологии. СПб.: С.-Петербургская Электропечатня, 1902.
Дмитриев И.С. Научное открытие in statu nascendi: Периодический закон Д.И. Менделеева // Вопросы истории естествознания и техники. 2001. № 1. С. 31—82.
Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М.: Мир, 1978.
Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Russian Literature. 1978.
6(1). С. 1-38. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты —
Тема — Приемы — Текст. М.: Прогресс-Универс, 1996.
Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Педагогика, 1967.
Зинченко В.П., Велйчковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Зенкин A.A. Знание-порождающие технологии когнитивной реальности // Новости искусственного интеллекта. 1996. № 2. С. 72—78.
Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Политиздат, 1964—1966.
Карнап Р. Значение и необходимость. М.: Прогресс, 1959.
Кибрик A.A. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: Дисс.... докт. фил. наук. М.: Ин-т языкознания РАН, 2003.
Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб.: Алетейя, 2003.
Кибрик А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры // 1-я российская конференция по когнитивной науке. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С. ПО—111.
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: УРСС, 2000.
Кодзасов СВ. Логико-коммуникативные функции интонации // 1-я российская конференция по когнитивной науке. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С. 116—118.
Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. оо«
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // В сб.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987.
Ланге H.H. Психологические исследования. Одесса, 1893.
Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах. М.: Логос, 2002.
Ларичев О.И., Мечитов А.И., Мошкович Е.М., Фуремс Е.М. Выявление экспертных знаний. М.: Наука, 1989.
Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение процедурным знаниям // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. С. 53—61.
Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1959—1969.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Леонова А.Б., Величковская СБ. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Вып. 4. Казань: Центр ИТ КГУ, 2002. С. 326-343.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Леонтьев А.Н., Запорожец, A.B. Восстановление движения. М.: Советская наука, 1945.
Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Радио и связь, 1966.
Луков Б.Б., Сергеев В.М. Опыт моделирования мышления исторических деятелей: Отто фон Бисмарк. 1866—1876 // Вопросы кибернетики: Логика рассуждений и ее моделирование. М.: Наука, 1983.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Изд-во Моск. унта, 1974.
Лурия А.Р. Основные вопросы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. М.: Когито-Центр, 2002.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма субъективной философии и гуманитарных
наук. М.: Росспен, 2003.
Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Терра, 1991. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1956—1968. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Скирмунт, 1907. Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл <=> Текст». М.: Наука, 1974. Мельчук И.Α., Иорданская Л.Н. *Glaza MaYigolubye vs. Glaza и MaYigolubye: Choosing
between two Russian constructions in the domain of body parts // Мельчук И.А. Русский
язык в модели «Смысл <=> Текст». М.: Языки русской культуры, 1995. С. 135—169. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два // Д.Ю. Панов, В.П. Зинченко
(ред.). Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964. С. 172—225. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М: Прогресс, 1964.
Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.
Непейвода H.H. Прикладная логика. 2-е изд. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. Никитин М.П. К вопросу об образовании зрительных восприятий // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1905. II (2).
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. Пастернак Б.Л. Избранные произведения: В 4 т. М.: Художественная литература, 1991. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: УРСС,
2003.
όλο Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1969.
Планк M. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966.
Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.
Поспелов Д.А. От моделей коллективного поведения к многоагентным системам //
Программные продукты и системы. 2003. № 2. С. 39—44. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1980. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. Пруст М. По направлению к Свану. М.: Эксмо, 2003.
Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. Редько В.Г. Эволюционная кибернетика. М.: Наука, 2001. Рейтман У. Познание и мышление. М.: Прогресс, 1968.
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М.: Аспект-Пресс, 2000.
Росс Ф. Чтение мыслей // В мире науки. 2003. № 12. С. 46—49. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976.
Секерина И.А. Психолингвистика // Кибрик A.A., Кобозева И.М., Секерина И.А.
(ред.). Современная американская лингвистика. М.: УРСС, 2002. С. 231—260. Сергеев В.М., Цымбурский В.Л. Когнитивные механизмы принятия решений // Велич-
ковский Б.М., Зеличенко А.И. (ред.). Компьютеры и познание: Очерки по когнитоло-
гии. М.: Наука, 1990.
Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1953. Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Педагогика, 1966. Соколов E.H. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. Соколов E.H. Восприятие и условный рефлекс: Новый взгляд. М.: УМК Психология, 2003. Спиноза Б. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1957. Стасс Д.Т. А.Р. Лурия, внимание, индивидуальные различия и локализация функций в
лобных долях // А.Р. Лурия и психология XXI века. М.: Смысл, 2003. С. 68—75. Степанов СЮ. В трехмерном пространстве языка. М.: Наука, 1984.
Теплов Б.М. Ум полководца (1945) // Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.
М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 252-344. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1969.
Фёдорова О.В., Янович И.С. Разрешение синтаксической многозначности в русском языке: роль длины и структуры придаточного // Труды Международного семинара Диалог. М., 2005.
Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. М.: Прогресс, 1988. С. 52-90.
Флейвел Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., доп. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. Холодная М.А. Когнитивные стили. СПб.: Питер, 2004. Хоффманн И. Активная память. М.: Прогресс, 1987.
Черниговская Т.В., Деглин В.Л. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Ученые записки Тартуского университета: Труды по знаковым системам. 1986. Вып. 19. С. 68—84.
Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.
Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М: Прогресс, 1980.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 383
Юм Д. Сочинения. М.: Политиздат, 1966.
Яглом A.M., Яглом И.М. Вероятность и информация. М..: Наука, 1973.
Якобсон Р. Работы по поэтике. М: Прогресс, 1987.
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996.
Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.
Aaronson, D. (1980). Psycholinguistic research. NY: Academic Press.
Aboitiz, F., Morales, D. & Montiel, J. (2003). The evolutionary origin of the mammalian
isocortex // Behavioral and Brain Sciences, 26, 535—552. Abrams, M.H. (1953). The mirror and the lamp: Romantic theory and the critical tradition.
Oxford: Oxford University Press. Adelson, E.H. (2000). Lightness perception and lightness illusions // In: M. Gazzaniga (Ed.).
The new cognitive neurosciences. 2nd ed. Cambridge, MA: MIT Press. Ainslie, G. (2001). Breakdown of will. NY: Cambridge University Press. Alexandrov, Yu.I. & Sams, M.E. (2005 in press). Emotion and consciousness: Ends of a
continuum // Cognitive Brain Research. Alkire, M.T., Haier, R.J., Fallon, J.H. & Cahill L. (1998). Hippocampal, but not amygdala,
activity at encoding correlates with long-term free recall of non-emotional information //
Proceedings of the National Academy of Sciences, 95 (24), 14506—14510. Allport, D.A. (1968). Phenomenal simultaneity and the perceptual moment hypothesis // British
Journal of Psychology, 59, 395—406. Allport, D.A. (1977). On knowing the meanings of words we are unable to report // In: S. Domic
(Ed.). Attention and performance. Vol. VI. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Allport, D.A. (1980). Attention and performance // In: G. Claxton (Ed.). Cognitive psychology.
London: Routledge. Allport, D.A., Styles, E.A. & Hsieh, S. (1994). Shifting intentional set: Exploring the dynamic
control of tasks // In: C. Umilta & M. Moscovitch (Eds.). Attention and performance. Vol.
XV. Cambridge, MA: MIT Press Andersen, R.A., Snyder, L.H., Bradley, D.C. & Xing, J. (1997). Multimodal representation of
space in the posterior parietal cortex and its use in planning movements // Annual Review
of Neuroscience, 20, 303—330.
Anderson, CJ. (2003). The psychology of doing nothing // Psychological Bulletin, 129, 139—167. Anderson, J.R. (1978). Arguments concerning representation for mental imagery // Psychological
Review, 85, 249-277. Anderson, J.R. & Reder, L.M. (1974). Negative judgements in and about semantic memory //
Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 13, 664—681. Anderson, J.R., Yulin Qin, Myeong-Ho Sohn, Stenger, VA. & Carter, C.S. (2003). An
information-processing model of the BOLD response in symbol manipulation tasks //
Psychonomic Bulletin & Review, 10 (2), 241—246. Anderson, N. & Craik, F.I.M (2000). Memory in the aging brain // In: E. Tulving & ELM.
Craik (Eds.). The Oxford handbook of memory. NY: Oxford University Press. Andrews, В., Brewin, C.R., Ochera, J., Morton, J., Bekerian, D.A., Davis, G.M. & Mollon, P.
(1999). The timing, triggers and qualities of recorded memories in therapies // British Journal
of Psychiatry, 175, 141-146. Attneave, F. (1961) // In: defence of homunculi // In: W. Rosenblitt (Ed.). Sensory
communication. NY: Wiley.
Attneave, F. (1965). Informationstheorie in der Psychologie. Bern: Huber. Averbach, Ε. & Coriell, A.S. (1961). Short-term memory in vision // Bell System Technical
Journal, 40, 309-328.
Bachevalier, J. & Vargha-Khadem, F. (2005). The primate hippocampus: Ontogeny, early insult
and memory // Current Opinion in Neurobiology, 15 (2), 168—174. Baddeley, A.D. (1990). Human memory: Theory and praxis. Hove: Psychology Press. 384
Baddeley, A.D. (2001). Levels of working memory // In: M. Naveh-Benjamin, M. Moscovitch
& H.L. Roediger, III (Eds.). Perspectives on human memory and cognitive aging: Essays in
honour of Fergus Craik. Hove/NY: Psychology Press. Baddeley, A.D. & Hitch G. (1974). Working memory // In: G. Bower (Ed.). The psychology of
learning and motivation. Vol. 8.NY: Academic Press. Baltes, P.B. & Lindenberger, U. (1997). Emergence of a powerful connection between sensory
and cognitive functions across adult life span // Psychology and Aging, 12, 12—21. Banks, W.P., Bodinger, D. & Illige, M. (1974). Visual detection accuracy and target-noise
proximity // Bulletin of the Psychononic Society, 2, 411—414. Baron-Cohen, S. (1997). Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge,
MA: MIT Press.
Barsalou, L.W. (1983). Ad hoc categories // Memory and Cognition, 11, 211—217. Barsalou, L.W. (1999). A theory of perceptual symbol system // Behavioral and Brain Sciences,
22, 637-660. Barrett, I., Dunbar, R. & Lycett, J. (2002). Human evolutionary psychology // Handmills, UK:
Palgrave. Bartlett, F. (1932). Remembering: An experimental and social study. Cambridge: Cambridge
University Press.
Bartlett, F. (1958). Thinking: An experimental and social study. London: Unwin. Baxt, N. (1871). Ueber die Zeit, welche notig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein
kommt // Pflueger's Archiv fuer die gesamte Physiologie, 4, 325—336. Beardsworth, T. & Buckner, T. (1978). The ability to recognize oneself from a video recording of
one's movements without seeing one's body // Bulletin of the Psychonomic Society, 18,
19-22. Behrmann, M. & Tipper, S.P. (1999). Attention accesses multiple spatial frames of reference:
Evidence from neglect // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and
Performance, 25 (1), 83-101. Beilock, S.I., Carr, Т.Н., MacMahon, С & Starkes, J.L. (2002). When paying attention becomes
counterproductive // Journal of Experimental Psychology: Applied, 8, 6—16. Bell, V. & Johnson-Laird, PN. (1998) A model theory of modal reasoning // Cognitive Science,
22, 25-51. Benson, P.J. & Perrett, D.I. (1994). Visual processing of facial distinctiveness // Perception, 23,
75-93. Bentin, S., Kutas, M. & Hillyard, S.A. (1995). Semantic processing and memory for attended
and unattended words in dichotic listening // Journal of Experimental Psychology: Human
Perception & Performance, 21, 54—67.
Bering, J.M. (2006 in press). The folk psychology of souls // Behavioral and Brain Sciences. Berlin, B. & Kay, P. (1969). Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley, CA:
University of California Press. Bernstein, A. (1979). The orienting response as a novelty and significance detector //
Psychophysiology, 16, 263—273. Beschin, N., Basso, A. & Delia Sala, S. (2000). Perceiving left and imaging right: Dissociation in
neglect // Cortex, 36, 401—414. Bickle, J. (2003). Multiple realizability // In: L. Nadel (Ed.). Encyclopedia of cognitive science.
Vol. 3. London/NY: Nature Publishing Group. Biederman, I. (1987). Recognition by components: A theory of human image understanding //
Psychological Review, 94, 115—147. Biederman, I., Glass, A.L. & Stacy, E.W. (1973). Searching for objects in real-world scenes //
Journal of Experimental Psychology, 97, 22—27. Bierwisch, M. (1970). Semantics // In: J. Lyons (Ed.). New horizons in linguistics. Baltimore:
Pinguin. Binford, L.R. (2001). Constructing frames of reference: An analytical method for archaeological
theory building using ethnographic and environmental data sets. Berkeley, CA: University of
California Press. Bischof, N. (1966). Erkenntnistheoretische Grundlagenprobleme der Wahrnehmungspsychologie
// In: Handbuch der Psychologie. Bd 1/1. Goettingen: Hograefe.
Bischof, N. (1981). Aristoteles, Galilei, Kurt Lewin — und die Folgen // In: W. Michaelis (Hrsg.).
Bericht ueber 32. Kongress der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie, Zurich, 1980.
Goettingen: Verlag fur Psychologie.
Bischof, N. (1996). Das Kraftfeld der Mythen. München: Piper. Bischof-Kohler, D. (1989). Spiegelbild und Empathie: Die Anfange der sozialen Kognition.
Bern: Huber. Bischof-Kohler, D. (2000). Theory of Mind, Zeitverstandnis und Handlungsorganisation. Bern:
Huber. Bisiach, E. & Luzzati, C. (1978). Unilateral neglect of representational space // Cortex, 14,
129-133. Blair, C. (2005 in press). How similar are fluid cognition and general intelligence? // Behavioral
and Brain Sciences.
Boden, M.A. (2004). The creative mind: Myths and mechanisms. 2nd ed. London: Röutledge. Böhm, D. (1990). A new theory of the relationships between mind and matter // Philosophical
Psychology, 3 (2), 271-286.
Boring, E.G. (1929). A history of experimental psychology. NY: Appleton-Century-Crofts. Boring, E.G. (1933). Physical dimensions of consciousness. NY: Dover. Bornstein, M. H. (1996). Origins of communication in infancy // In: B.M. Velichkovsky & D.M.
Rumbaugh (Eds,)· Communicating meaning: The evolution and development of language.
Mahwah, NJ: Erlbaum. Boroditsky, L., Ramscar, M. & Frank, M.C. (2001). The role of body and mind in absract
thought // In: J.D. Moore & K. Stenning (Eds.). Proceedings of the 23d Annual conference
of the Cognitive Science Society. Mahwah, NJ: Erlbaum Botez, M.I. (1975). Two visual systems in clinical neurology: Readaptive role of the primitive
system in visual agnostic patients // European Neurology, 13, 101 — 122. Botvinick, M.M., Cohen, J.D. & Carter, C.S. (2004). Conflict monitoring and anterior
cingulated cortex: An update // Trends in Cognitive Science, 8, 539—536. Bowden, E.M., Jung-Beeman, Fleck, J. & Kounios, J. (2005). New approaches to demystifying
insight // Trends in Cognitive Science, 9 (7), 322—328. Bower, G.H. (1975). Cognitive psychology // In: W.K. Estes (Ed.). Handbook of learning and
cognitive processes. Vol. V. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Bower, G.H., Clark, M.C, Lesgold, A.M. & Winzenz, D. (1969). Hierarchical retrieval
schemes in recall of categorized word lists // Journal of Verbal Learning and Verbal
Behavior, 8, 323-343. Bransford, J.D. & Johnson, M.K. (1973). Considerations of some problems of comprehension
// In: W.G. Chase (Ed.). Visual information processing. NY: Academic Press. Bransford, J.D. (1979). Human cognition: Learning, understanding and remembering. Belmont,
CA: Wadsworth. Brass, M., Derrfuss, J., Forstmann, В. & von Cramon, D.Y. (2005). The role of the inferior
junction area in cognitive control // Trends in Cognitive Science, 9 (7), 314—316. Bregman, A.S. (1990). Auditory scene analysis: The perceptual organization of sound.
Cambridge, MA: MIT Press.
Breitmeyer, B.G. (1980). Unmasking visual masking // Psychological Review, 87 (1). Brentano, F. (1874). Psychologie vom empirischen Standpunkt. Wien: Braumueller. Bridgeman, В., van der Heijden, A.H.C. & Velichkovsky, B.M. (1994). A theory of visual
stability across saccâdic eye movements // Behavioral and Brain Sciences, 17 (2), 247—258. Broadbent, D.E. (1958). Perception and communication. London: Pergamon. Broadbent, D.E. (1961). Behaviour. London: Eyre & Spottiswoode. Broadbent, D.E. (1971). Decision and stress. NY: Academic Press. Broadbent, D.E. (1977). Levels, hierarchies, and the locus of control // Quarterly Journal of
Experimental Psychology, 29. Broadbent, D.E. & Broadbent, M.H. (1980). Priming and the passive/active model of word
recognition // In: R. Nickerson (Ed.). Attention and performance. Vol. VIII. Hillsdale, NJ:
Erlbaum. Broadbent, D.E., Cooper, P.J. & Broadbent, M.H. (1978). A comparison of hierarchical and
matrix retrieval schemes in recall // Journal of Experimental Psychology: Human Learning
and Memory, 4 (5), 486-497.
Brooks, L.R. (1968). Spatial and verbal components in the act of recall // Canadian Journal of
Psychology, 22, 349-368. Brooks, L.R., LeBlank, V.R. & Norman, G.R. (2000). On the difficulty of noticing features in
patient appearance // Psychological Science, 11, 112—117. Brooks, L.R., Norman, G.R. & Allen, S.W. (1991). Role of specific similarity in a medical
diagnostic task// Journal of Experimental Psychology: General, 120, 278—287. Brooks, R. (1991). Intelligence without representation //Artificial Intelligence, 47, 139—160. Brooks, R. (1999). Cambrian intelligence. Cambridge, MA: MIT Press. Bruce, V, Green, PR. & Georgeson, M.A. (2003). Visual perception: Physiology, psychology
and ecology. 4th ed. Hove, UK: Psychology Press. Bruner, J.S, (1975). The objectives of development psychology. Paper delivered to the American
Psychological Association. Boston.
Buehler, K. (1927). Die Krise der Psychologic Jena: Fischer. Buehler, K. (1934). Sprachtheorie. Jena: Fischer.
Calabretta, R. & Parisi, D. (2005). Evolutionary connectionism and mind/brain modularity //
In: W. Callabaut & D. Rasskin-Gutman (Eds.). Modularity, understanding the development
and evolution of complex natural systems. Cambridge, MA: MIT Press. Capps, L. & Ochs, E. (2002). Living narrative. Cambridge, MA: Harvard University Press. Carey, S. & Markman, E.M. (1999). Cognitive development // In: B.M. Bly & D.E. Rumelhart
(Eds.). Cognitive science. San Diego: Academic Press. Carpenter, P.A. & Just, M.A. (1976). Models of sentences verification and linguistic
comprehension // Psychological Review, 83, 74—89. Carver, C.S. (2003). Pleasure as a sign you can attend to something else: Placing positive feelings
within a general model of affect // Cognition and Emotion, 17 (2), 241—261. Casey, B.J. (2005). Frontostriatal and frontocerebellar circuitry underlying cognitive control //
In: U. Mayr, E. Awh & S.W. Keele (Eds.). Developing individuality in the human brain: A
tribute to Michael I. Posner. Washington, DC: APA. Cavanagh, P. (1972). Relation between the immediate memory span and the memory search
rate // Psychological Review, 79, 525—530. Cavanagh, P. (2004). Attention routines and the architecture of selection // In: M.I. Posner
(Ed.). Cognitive neuroscience of attention. NY: Guilford. Ceci, S.J., Rosenblum, T.B., & DeBruyn, Ε. (1999). Laboratory vs. field approaches to cognition
// In: R.J. Sternberg (Ed.). The nature of cognition. Cambridge, MA: MIT Press. Chafe, W. (1994). Discourse, consciousness, and time: The flow and displacement of conscious
experience in speaking and writing. Chicago: University of Chicago Press. Chase, W.G. (1978). Elementary information process // In: WK. Estes (Ed.). Handbook of