Если мы обратим внимание на особенности русской ментальности, то можем отметить особый способ восприятия пространства. Оно переживается как простор, как то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, как воля, свобода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью.
Интегративная методология при работе с кризисом, опираясь на целостное видение личности и группы в перспективе их материального, социального, духовного роста, предполагает при психологической работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.
Использование этого принципа предполагает, что индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления кризисного состояния, фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки.
На наш взгляд, каждый человек — и социальное сообщество — обладает тенденцией к саморазвитию и потенциальностью, интенцией к целостности, к большей свободе.
|
|
Раскрытие потенциальности может быть достигнуто на разных уровнях, и оно не обязательно будет включать в себя так называемый духовный уровень. Более того — формы раскрытия могут быть различными.
В психологической работе потенциальность может раскрываться:
— в узнавании различных составляющих личности и группы, структуры, качеств, свойств, способностей, целей, истинной мотивации и т. д.;
— в раскрытии перспектив развития материального, социального и духовного Эго;
— в отождествлении или разотождествлении со значимыми фрагментами или качествами своего Эго на личностном уровне и в отбрасывании неэффективных форм взаимоотношений, стиля управления, целеполагания, деструктивных для группового функционирования структурных элементов (членов группы или формальных и неформальных лидеров, микрогрупп) в социальных сообществах;
— в раскрытии потенциальных возможностей, способностей, витальных ресурсов;
— в усилении основных тенденций личности и группы, особенно экспансивной и гомеостатической;
— в возможности отказа от отождествления себя с фрагментами Эго и структурными элементами группы и в приобретении способности их контролировать:
— в раскрытии творческих сил личности, высших психических состояний сознания, экзистенциальных смыслов существования. В группе — переживание чувства «мы», ощущение полной безопасности, комфортности и реализованности в групповом пространстве.
Мы могли бы еще продолжить этот список, т.к. направлений и форм раскрытия потенциальности множество.
|
|
Самое важное в принципе потенциальности — открытие простора для дальнейшего развития, движения, жизни среди людей.
7. Принцип многомерности истины
Принцип многомерности истины гласит следующее: любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.
При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы, и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, в групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.
Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп может претендовать на жизнь и истинность. Принцип многомерности отражает факт высокой динамичности индивидуальной психической реальности и межличностных отношений, их изменчивость и развитие.
Душа — тайна тайн. Истина о душе многолика. Каждый лик заслуживает доверия и как зеркало (пусть иногда замутненное или по-разному кривое) отражает Единое.
И поэтому «не сотворите кумиров» и не цепляйтесь за истину как за веру. Истина многомерна и многолика. Правы материалисты и идеалисты, глупые и умные, образованные и необразованные, и гений человеческий настолько же близок к истине, насколько деревенский дурак. Истина многоголоса и каждый клиент «глаголет нам ее устами».
И каждая школа практической психологии, психотерапии просто на свой лад описывает свой предмет. Мы можем чем-то восторгаться, что-то презирать, не принимать, отрицать. А принцип многомерности истины говорит — все правы, ибо истина и церковь одна.
Только каждый смотрит в разные части этой церкви, рассказывает об увиденном на своем языке в соответствии со своим жизненным опытом, образованием, мировоззрением и групповыми приоритетами.
Мы не имеем никаких предвзятых отношений к существованию абсолютной и относительной истины и вполне осознаем принцип конкретности истины.
Принцип многомерности истины в реальном взаимодействии психолога с клиентом выдвигает следующие требования:
• при интеграции кризисного состояния преследовать не свои личные цели, а помочь личности и группе в достижении их собственных целей;
• предлагать альтернативные способы восприятия жизни и кризисного состояния в том числе. Если необходимо — операцио-нализировать выход из кризиса, указывать реальные действия, которые должен сделать клиент. Брать ответственность.
• понимать и с определенной долей условности принимать любой образ мира и действовать в соответствии с ним;
• хорошо понимать и представлять многообразие теорий, концепций, моделей о любой проблемной ситуации. Умение работать внутри нескольких парадигм. Умение видеть ценность альтернативных подходов к работе с кризисным состоянием личности и группы.
Принцип многомерности истины — призыв к рефлексивной, понимающей и сопереживающей розиции по отношению к любому мнению, позиции, опыту, суждению, идее, теории и учению. Одновременно он означает изменчивость содержания, формы и способов взаимодействия с клиентом в зависимости от его личности (со-циальнопсихологических характеристик группы, когда клиентом является группа), его интересов и мотивов, установок, а также установок и возможностей специалиста.
Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливыми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт. Предельное осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и приближает его к точке мудрости, к драгоценному состоянию Равно-стности. Наш разум производит объяснения, а реальность снисходительно принимает любое из них.
|
|
бб
В заключение хотелось бы отметить, что методологические принципы интегративного подхода являются не сводом правил, определяющих процесс психологической работы, а скорее направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение.
Триединство метода психологии
В начале любого научного труда принято описывать актуальность поставленной проблемы.
Что касается проблемы метода психологии, актуальность очевидна — психология и есть метод — теоретического описания психического, исследования феноменологии психической реальности и воздействия на нее.
Автор этой книги пришел в психологию из своих личных кризисов за методом. С глубокого детства меня «доставала» проблема смерти и своего умирания. В подростковом возрасте к этой стержневой проблеме бытия человека в мире добавились еще две — одиночество и сезонные депрессии. Я боялся осени, «когда умирают одинокие» (из моего дневника седьмого класса). И когда небо затягивало тяжелыми облаками и начинались бесконечные дожди, мне казалось, что Господь плачет над юдолью человека, и скорбь моя была глубока.
И я пришел на факультет психологии Ярославского государственного университета в 1975 году с полной и наивной уверенностью, что психология даст мне способ разрешения экзистенциальных проблем смерти, одиночества и депрессии.
Пять лет обучения не разрешили моего коана. Более того, знакомство с профессором Михаилом Семеновичем Роговиным открыло мне, что наиболее посвященные в предмет психологии несут ту же тяжелую ношу, с которой я пришел в университет.
|
|
Вне сомнений, я узнал в университете о том, что я холерик и экстраверт и мой IQ выше высокого. Но это не разрешило ни моих внутриличностных проблем, ни тем более межличностных. И закончил университет одинокий степной волк с ницшеанским Заратустрой в центре своей духовной идентификации, наполнивший свои проблемы философским и мировоззренческим осмыслением.
Эта часть книги — не дань той категории метода, который является общепризнанным в психологии. Это попытка нового, интегративного понимания метода психологии, который вбирает в себя не только классические представления, но и его духовное, философское, психотехническое осмысление.
Последние 15 лет мы посвятили поиску методологической системы психологии, наиболее адекватной по отношению к накопленно-
му в культуре опыту. Постепенное формирование учения об этой системе, наши методологические изыскания привели нас к интегративной методологии и попытке целостного описания психической реальности.
Мы будем рассматривать метод в интегративной психологии в его триединстве:
1) как способ теоретического исследования;
2) как систему способов и приемов эмпирического изучения;
3) как профессиональное психологическое психотехническое, практическое воздействие или взаимодействие с субъектом (индивидуальным или групповым).
Следует отметить, что в первых двух компонентах современная психология достаточно сильна, но третий аспект метода даже на уровне личностного роста и разрешения внутренних проблем самого психолога очень не развит. Именно поэтому в настоящий момент остро стоит проблема психотехнизации психологии, особенно в ситуациях кризисных. Именно по этой причине на третьем аспекте метода мы остановимся более подробно. Но при этом проблему методов воздействия мы будем толковать более многомерно и расширенно. На наш взгляд, современная психология не может существовать без инструментов самоисследования, методов разрешения внутриличностных и межличностных проблем, кризисных состояний, инициации духовного опыта, каковыми и являются психотехники, разработанные внутри психодуховных, в том числе религиозных, мистических, эзотерических традиций человечества.
Метод как способ теоретического исследования
Когда я представляю теоретическое содержание современной психологии, то мое сердце наполняется грустью и отчаянием.
У меня возникает ощущение, что я хочу переплыть океан на маленькой лодочке и уже видя гребни волн, понимаю, что это невозможно: не превозмочь.
Не хватит даже сотен жизней и упорных сидений с утра до вечера перед текстами, чтобы даже конспективно ознакомиться с сотворенной человеческим умом психологией.
И каждый психолог, умудренный минимальным знакомством с теорией психологии, понимает, что психологию трудно объяснить не потому, что в ней существует недостаток интерпретаций и пониманий, а потому, что есть ужасающее разум множество пониманий и объяснений.
Мы не будем останавливаться на конкретных методах формирования психологических теорий и концепций типа анализа, син-
теза, эмпирического обобщения и т.д. Нам важно выстроить минимальные требования к теоретическим построениям, которые существуют в психологии.