Основные свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия. Наблюдения и наблюдательность.
Особенности восприятия младших школьников.
Что такое восприятие
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще-ния, но и через восприятия. И ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Они не-разрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличитель-ные особенности. В результате ощущений человек получа-ет знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реаль-ной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электри-ческой лампы, слышим мелодии музыкального инструмен-та или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
|
|
Восприятие - это отражение предметов и явлений, це-лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы восприни-маем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь-ко вьщеляем группу ощущений и объединяем их в целост-ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, воспри-
ятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш-ления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета.
Как же происходит процесс восприятия? Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Физиологической осно-вой восприятия является комплексная деятельность систе-мы анализаторов. Любой предмет или явление действитель-ности выступает как сложный, комплексный раздражи-тель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощу-щения связаны друг с другом, образуя определенную це-лостную систему.
Виды восприятия
В зависимости от того, какой анализатор играет в вос-приятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
|
|
Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.
В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, вос-
приятие пространства и восприятие времени. Воспринимая
пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг отдруга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.
При восприятии времени помимо слуховых и зритель-ных ощущений большую роль играют ощущения двига-тельные и внутренние, органические.
По силе звука грома мы определяем расстояние, отде-ляющее нас от приближающейся грозы, при помощи ося-зания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и ося-зательные ощущения играют подсобную роль в восприя-тии пространства. Но эти ощущения приобретают основ-ное значение для лиц, лишенных органа зрения.
Под восприятием времени понимается процесс отра-жения длительности и последовательности событий, про-исходящих в объективном мире. Непосредственному вос-приятию поддаются только очень короткие временные от-
резки. Когда же речь идет о более длительных отрезках вре-мени, то правильнее говорить не о восприятии, а о пред-ставлении времени. Восприятие времени характеризуетсявысокой степенью субъективности. Восприятие длитель-ных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживания-ми человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицатель-но окрашенными эмоциональными моментами восприни-маются как более длинные. Время, заполненное интерес-ной работой протекает гораздо быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинте-ресная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем лекция или урок в школе, проведенные выразитель-но, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которо-го надо успеть сделать многое.
Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта.
Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных эле-ментов в переживании времени.