Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с по-требностями, интересами, способностями, мировоззрени-ем, убеждениями, процессами мышления, чувствами.
Если человек, например, глубоко убежден в правиль-ности своих действий, то он может приложить максималь-ные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Например, так вспоминают о замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве: «Как же нужно лю-бить театр и какой силой воли обладать, чтобы в совер-шенстве овладеть профессией актера, невзирая на физи-ческие недостатки, противопоказанные сценическому ис-кусству... Через десять лет после прихода Остужева в театр в результате тяжелой болезни он потерял слух. „Выхожу на сцену и не слышу суфлера, - говорил он, - точно нахо-жусь в беззвучной пустыне... Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мыс-ли, что вдруг забудешь какое- нибудь слово - забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!"...
|
|
Остужев победил свой недуг... Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене дорогого его сердцу
Малого театра, затрачивая на подготовку ролей втрое боль-ше энергии и сил, чем товарищи по искусству. Он выучи-вал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнеров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог»1.
Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они мо-гут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрица-тельные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управ-лять своими чувствами и владеть ими.
Воля тесно связана с характером. Но воля и характер - не одно и то же. Воля непосредственно связана по преиму-ществу с силой характера, его твердостью, решительнос-тью, настойчивостью, целеустремленностью. Мы говорим: «Человек с сильным характером».
Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер вклю-чает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - про-является.
От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не ис-пользует свой талант и ничего в жизни не добьется. Цен-ность воли зависит, как мы знаем, не только от того, на-сколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной волей особенно опасен.
|
|
Проблема воли - одна из сложнейших проблем в пси-хологии. Ее исследование имеет длительную историю, су-ществуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека.
В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различ-ные научные подходы к решению проблемы воли, отме-чает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важ-
1 Филиппов Б.М. Записки «домового». - М., 1978. - С. 255.
ные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области пси-хологических знаний:
1. Воля есть продукт общественно-исторического раз-вития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
2. Воля поэтому не является врожденной или генети-чески заданной способностью, а формируется прижизнен-но в реальной деятельности человека, требующей опреде-ленных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей
и целей, мировоззрения и убеждений личности, необхо-димых личностных качеств.
4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности
в целом.
5. Первичное волевое действие - это действие заданное
и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.
6. Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осу-ществляются предвидение и оценка последствий собствен-ной активности1.