Как отмечал Джордж Миллер (1956) (см. Глава 6), наша способность храненить информацию, по крайней мере, в КВП, весьма ограничена. Один из способов закодировать больше единиц информации — это связывать их вместе в виде пакетов. Еще один вывод, который можно сделать из результатов эксперимента Бусфилда и других иллюстраций объединения информации в кластеры, — это то, что ограниченную способность к переработке информации можно преодолеть путем встраивания
новой информации в уже развитую сеть предшествующих ассоциаций и структур. При большей упорядоченности структуры более эффективным становится не только хранение информации, но и ее воспроизведение. Хорошо структурированная память позволяет быстро классифицировать поступающую информацию, тогда как плохо структурированная может стать причиной неверного размещения информации в ее беспорядочном содержимом.
2мять
ее, переходил к другой подкатегории, исчерпывал ее содержание и переходил к следующей и т.д. Опираясь на данные Бусфилда и Седжвика, Кослер представил процедуру воспроизведения в виде схемы (Рис.7.1), которая изображала их данные в виде сетевой системы, соответствующей современной точке зрения.
|
|
Бусфилд хотел разработать метод анализа, который позволял бы количественно оценить кластерную организацию. Казалось, что метод свободного воспроизведения создан как раз для такого случая. Бусфилд предъявлял список имен, названий животных, профессий и овощей в случайном порядке. В процессе свободного воспроизведения испытуемые проявили тенденцию к объединению слов в кластеры по их категориальной принадлежности.
Тульвинг распространил понятие укрупнения единиц информации в КВП на данные экспериментов свободного воспроизведения. Традиционно объем хранения в КВП ставился в зависимость от повторений: "Совершенство достигается практикой." Тульвинг утверждал, что из того, что научение приходит с тренировкой, вовсе не следует, что такая деятельность изменяет базовый объем хранения памяти: "Скорее, организующие процессы, сопровождающие повторение, ведут к заметному возрастанию объема путем увеличения информационной нагрузки на отдельные единицы" (Tulving, 1962). Так, организация слов, которыми преимущественно выражаются понятия, стала считаться способом преодоления ограниченной способности человека к хранению информации.
На современный период изучения организационных факторов памяти повлиял ряд публикаций Гордона Бауэра и его коллег (Bower, 1970; Lesgold and Bower, 1970; Clark, Lesgold and Wizenz, 1969). Работая в традициях Бусфилда, но в контексте современной когнитивной теории, Бауэр использует организационные факторы одновременно в современном и традиционном стиле. Как и в прошлых исследованиях, Бауэр стремился показать влияние структурной организации на свободное воспроизведение. Бауэр полагает, что организация семантических единиц оказывает гораздо более мощное влияние на память и воспроизведение, чем это демонстрировалось ранее. В одном из экспериментов (Bower et al., 1969) группа Бауэра подошла к выяснению влияния организационных переменных на воспроизведение с точки зрения составления различных
|
|
Редкие ЯН Обычные М| Сплавы
Рие. 7.2. Мера хия понятий mj слова "минер \ лы". Адаптеров l но из: Bower et < (1969).
Семантическая организация памяп
2: