Группа Опознание Воспроизведение

Взаимодействующие образы 0.87 0.53

Невзаимодействующие образы 0.83 0.27

Механическое повторение 0.84 0.30

::;:::::::::::::::v^

*Взято из: Bower (1970с).

5То есть теми элементами ассоциативных пар, которые соответствуют ответ­ным реакциям.— Прим. ред.

6В таблице, по-видимому, представлены вероятности правильных опознаний и воспроизведений.— Прим, ред.

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 286

Рис. 9.4. Картин­ки, использовав­шиеся в экспери­менте по изуче­нию зависимости качества запоми­нания от странно­сти. Адаптирова­но из: Wollen, We­ber, and Lowry (1972).

выполнять функцию эффективного кода, который облегчает заучивание ассоциативных пар. Эта идея совместима с гипотезой двойного кодиро­вания.

Воллен и др. расширили этот тезис (Wollen, Weber, and Lowery, 1972), проведя эксперимент, в котором странность образа постулировалась как важный фактор научения и памяти. Как мы узнали из раздела о мнемони­ке, "эксперты" в области памяти часто считают, что использование нео­бычных или странных образов может улучшать воспроизведение. Предпо­ложим, вас попросили связать словесную пару софа-слон. Вы можете представить себе странный образ огромного слона, сидящего на софе. Но объясняется ли эффект странного сочетания необычностью образа или же фактом взаимодействия? Воллен и др. в остроумном эксперименте сумели разделить эти факторы. Их испытуемые заучивали пары существитель­ных, такие как рояль-сигара, сопровождавшиеся контурными рисунками этих объектов. Картинки были четырех типов (Рис.9.4): (1)с взаимодей­ствием и странностью, (2)с взаимодействием, но без странности, (З)без взаимодействия, но со странностью и (4)без взаимодействия и без стран­ности. В последней серии предъявлялись только пары слов. Испытуемых просили воспроизвести слова после одной попытки заучивания, и доволь­но удивительные результаты показывают, что странность сама по себе не влияет на воспроизведение, а наилучшее воспроизведение было, когда элементы предъявлялись во взаимодействии. Эти результаты и результа­ты, полученные Бауэром, говорят о том, что связывание стимула и реак­ции — это один из важнейших компонентов процессов научения и па­мяти.

Мысленные образы 287

Концептуаль- Андерсон и Бауэр (1973) представили серьезные доказательства концеп- но—пропози- туально-пропозициональной гипотезы в контексте своей теории репрезен- циональная тативного знания, которая называется АПЧ (Ассоциативная Память Чело-

гипотезе века; см- Глава 7)-

Андерсон и Бауэр критически отнеслись к метафоре "мысленных кар­тин", полагая, что "предположение о том, что носителем воспоминаний или каких-либо других знаний может быть что-то вроде внутренней фото­графии, кино- или видеоленты, которую мы можем реактивировать и вос­производить при припоминании образа, не имеет научной перспективы" (Anderson and Bower, 1973, p.453). По их мнению, хотя субъективно мы можем переживать образ, но лежащая в его основе когнитивная компо­нента имеет не образную, а иную форму. Одна из причин, по которой Андерсон и Бауэр отвергают теорию "картин в голове", связана с пробле­мой сохранности: бесполезно хранить полное изображение сцены, поскольку такая система памяти потребовала бы хранения и воспроизведения, дале­ко выходящего за пределы человеческих возможностей. Для просмотра и интерпретации этих внутренних картин все равно потребовалось бы неко­торое устройство — что-то вроде гомункулуса в голове.

Концептуально-пропозициональная гипотеза предполагает, что в памя­ти хранятся интерпретации событий — вербальные или визуальные,— но не образные компоненты. Андерсон и Бауэр не отрицают, что конкрет­ные слова выучить легче, чем абстрактные, но приписывают эти результа­ты тому, что, как они полагают, конкретные понятия закодированы с бога­тым набором предикатов, связывающих понятия вместе. Они утверждают, что "единственное различие между внутренними репрезентациями линг­вистической входной информации и образа в памяти заключено в деталь­ности информации" (Там же, с.460). Вот один из их примеров:

"Произносимые слова для слушателя подобны криптическим указаниям, которые автор пьесы делает для режиссера, надеясь, что его компетентность позволит ему полностью составить из них художественное оформление, выразительный настрой или развитие действия спектакля. Возьмем такую иллюстрацию. Читая рассказ, вы встречаете, например, предложение: f(Джеймс Бонд подбежал к своей машине и поехал в казино". Когда вы читаете, вы можете конкретизировать это предложение, привнося в него самые различные факторы и сенсорные образы, описывающие бег, посадку в машину, езду на ней и так далее. Этими "вставками" вы воспользуетесь, если вам станут задавать простые вопросы, например: "Сел ли Джеймс Бонд в машину? Завел ли он мотор? Повернул ли он руль?" Подобные тривиальные, сами собой подразумеваемые вещи непосредственно доступны из референтной семантики глагольной фразы (< вести машину". Сама же эта фраза просто упоминает несколько ориентиров (источник, инструмент, цель) из всего описания пос-ледовательности событий; слушатель интерполирует или заполняет все промежуточные события между упомянутыми ориентирами. Конечно, позднее слушатель с трудом сможет сказать точно, что' он слышал, по сравнению с тем, что он вставил; если его попросят пересказать рассказ "своими словами", он возможно решит при реконструкции существенных, эпизодов упомянуть другие ориентиры или описания"

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 288

Концептуально-пропозициональная гипотеза Андерсона и Бауэра —это теоретически элегантная точка зрения, и она совместима с их теоретичес­кой моделью. Но с помощью этой гипотезы трудно объяснить некоторые образные процессы, требующие наличия такой внутренней структуры, которая обладала бы по отношению к физическому объекту изоморфиз­мом второго порядка. Данные, отражающие такие процессы, были пред­ставлены Шепардом и его учениками. Мы их рассмотрим в следующем разделе.

Значительное оживление в стане мысленных образов возникло, когда Шепард и его коллеги продемонстрировали мысленное вращение образов и дали ему свою интерпретацию. В одном из этих экспериментов (Shepard and Metzer, 1971) выяснилось, что, когда испытуемых просят определить, идентичны ли два объекта, время, требуемое для такой оценки, растет пропорционально величине угла поворота одного объекта относительно ориентации другого (Рис.9.5). Практически линейная зависимость време­ни реакции от угла поворота была обнаружена не только для трехмерных фигур, но и для других зрительных форм. В одном из экспериментов Ку­пер и Шепард (Cooper and Shepard, 1973b) предлагали испытуемым оце­нить, имеет ли буква обычную или зеркально отраженную форму. Они обнаружили, что время реакции возрастает с увеличением угла поворота от "нормального" положения. Это наблюдалось до 180°, после чего даль­нейший поворот в том же направлении на самом деле возвращал букву к прежним отклонениям от нормального положения. Результаты, показан­ные на Рис.9.5, было бы трудно объяснить на языке вербального кода. Маловероятно и неэкономично утверждать, что эти зрительные сигналы обрабатываются в вербальной или пропозициональной форме, когда эти сигналы по всей вероятности обрабатываются в образном коде.

В описанных выше экспериментах испытуемым предъявлялся целый внешний стимул (например, трехмерный объект или повернутая буква), и затем их просили оценить предъявленное. В еще одной задаче Подгорный

Функцио­нальная эквивалент­ность

Рис. 9.5. Зависи­мость времени принятия решения о том, является ли изображение бук­вы обычным или зеркальным, от угла поворота этой буквы отно­сительно ее нор­мального верти­кального положе­ния. Адаптирова­но из: Cooper and Shepard (1973).

Мысленные образы 289

Зак. 2019

Рис. 9.6. Сетки 5x5, использовав­шиеся в экспери­менте с частич­ным стимулом; А— предъявляе­мые или вообра­жаемые паттер­ны, В— пример типичного "зон­да", С— средние времена ответной реакции (мс) при зондировании букв, показанных в части А. Адоп­тировано из: Ро-dgomy and She-pard(1978).

и Шепард (Podgorny and Shepard, 1978) изучали образы при помощи сет­ки из 5x5 ячеек, в которой определенные квадраты были затенены так, чтобы образовалась буква, как показано на Рис.9.6А. (В других экспери­ментальных условиях испытуемые запоминали такие же квадраты или пред­ставляли себе некоторые квадраты затененными.) Затем испытуемым по­казывали соответствующую сетку, в которой был отмечен только один квадрат (Рис.9.6В), и они должны были указать, попадает ли "точка-зонд" на ранее предъявленную (или воображенную) фигуру. (Поскольку точка-зонд могла наложиться на физически присутствующий стимул или на пу­стое поле, на котором воображался стимул, Подгорный и Шепард могли непосредственно сравнивать, как испытуемый реагирует на физически предъявленный стимул по сравнению с воображенным стимулом.)

Их результаты (Рис.9.6С) показывают, что время реакции было мень­ше: (Окогда точка-зонд попадала на фигуру, чем когда она не попадала на фигуру; (2)для более простых фигур (например, для буквы I оно было меньше, чем для F); (З)когда точка-зонд попадала на пустое поле, более удаленное от фигуры; и (4)когда точка-зонд попадала на пересечение го­ризонтальной и вертикальной линий фигуры. Испытуемые из групп, в ко­торых нужно было воображать фигуру, сообщали что они ее "видели". Эта способность "видеть" фигуру очевидно служит основой для принятия решений и отражается на времени реакции. Для нашего обсуждения свя­зи между воображаемыми и воспринимаемыми объектами главный резуль­тат здесь — это почти полная идентичность паттернов времен реакций в условиях с воображением и в условиях с восприятием. Данные этих и других экспериментов считаются основным подтверждением идеи Шепар-да о том, что мысленные образы (и воспроизведенные, и мысленно генери­руемые) функционально эквивалентны "реальным" перцептивным обра­зам.

Шепард полагает (1977), что связь между мысленным образом и вне­шним объектом, вызвавшим этот образ, аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на функциональ-

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 290

ном уровне между ними существует взаимнооднозначное соответствие: только подлинный ключ откроет конкретный замок. Аналогично, нервные процессы, образующие мысленный образ, могут не походить на внешний объект, представленный в образе. Функция этого объекта (как и ключа в замке) — активировать нервный процесс. Более того, другие ключи, если они сходны по критическим характеристикам, могут открыть замок, и бо­лее чем один стимул может вызывать одинаковые перцептивные реакции.

Для обозначения отношений между внешними объектами и их внут­ренними репрезентациями, не относящихся к разряду взаимноонозначных (изоморфных), Шепард и Чипман (Shepard, 1968; Shepard and Chipman, 1970) ввели термин "изоморфизм второго порядка". Он означает, что если между объектами в памяти существует такое же отношение, что и отно­шение между этими объектами в реальном мире, тогда эти события изо­морфны по второму роду. Различие между изоморфизмом первого и второ­го рода тонкое, но важное: во втором случае объекты представлены в мозгу не непосредственно или структурно, но организация внутренних связей находится в близком подобии с организацией внешних связей.

Вышеупомянутые эксперименты группы Шепарда по мысленному вра­щению поддерживают концепцию изоморфизма второго порядка, посколь­ку в них наблюдалась определенная степень соответствия между внутрен­ними и внешними событиями. Для дальнейшей демонстрации концепции изоморфизма второго рода, особенно в его связи с темой образов, Шепард и Чипман (1970) просили испытуемых сравнивать очертания географичес­ких контуров штатов США. Похож ли Орегон по форме на Колорадо боль­ше, чем Небраска на Айдахо? Шепард и Чипман выбрали 15 контуров штатов и 15 названий штатов, из которых было составлено 105 возмож­ных пар. Испытуемые изучали карточки, на каждой из которых была или геометрическая форма штата, или его название. Оценки, соответствую­щие формам, и оценки, соответствующие названиям, были близки. Напри­мер, Колорадо и Орегон считались наиболее похожими штатами даже ког­да они сравнивались по названиям, тогда как Орегон и Западная Вирджи­ния считались непохожими ни по форме, ни по названию7.

Из этих результатов Шепард и Чипман заключили, что внутренняя зрительная информация вторично изоморфна внешней зрительной инфор­мации и что действительно мысленные образы отражают образы реально­го мира в том смысле, что отношения между объектами в уме аналогичны отношениям между зрительными образами. Они резюмировали свою пози­цию в следующем высказывании:

"Когда кто-то говорит "я представляю себе зеленый квадрат", это не значат, что что-нибудь зеленое или квадратное действительно имеется у него в голове. На самом деле он говорит нам, что происходящее сейчас в его уме функционально близко тому, что обычно происходит в нем, когда он встречается с такого рода внешним объектом, с каким обычно ассоциируются слова "зеленый" и "квадратный".

Чтобы быть еще более точным, эти слова относятся непо­средственно не к внешнему объекту, а к тем внутренним * (перцептивным) событиям, которые обычно возникают в

7Конечно, сравнивались не сами названия штатов, а их воображаемые очерта­ния.— Прим. ред.

Мысленные образы 291

результате встречи с этим внешним объектом. Отсюда, согласно данной точке зрения, следует, что в словах обобщаются функционально близкие внутренние события, которые мы называем "образом" зеленого квадрата, который не присутствует физически, а только вспоминается или вооб-ражается" (Shepard and Chipman, 1970, p. 16).

Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представля­ют собой очень серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально.

Радикальная

Теория

Образов

Крайним выражением образных теорий является концепция, вгкоторой утверждается, что определенная информация представлена в уме исклю­чительно в виде образов. Одним из защитников радикально-образной по­зиции является Бугельски. Его взгляды, изложенные ниже, контрастиру­ют с вышеупомянутыми взглядами Андерсона и Бауэра:

"Я все больше u больше убеждаюсь в том, что все слова абстрактны u конкретны одновременно,.. Они... конкретны в том смысле, что вызывают определенную активность в наших, нервных, механизмах,, которая уже возникала однажды в прошлом, когда мы что-то видели или слышали, и одновременно с этим использовались слова. Оживление этих, прошлых, сенсорно-перцептивных, и эмоциональных, реакций, видимо, и является значением тех. слов, которые их, вызывали. Эти значения могут как-то перекликаться со значениями, возникшими у других, людей при сходных, обстоятельствах, но во всяком случае они никогда не будут идентичными. Мы все против "загрязнения окружающей среды", но я представляю его как сточную канаву возле моего дома. А как его представляете вы?"

В известной степени представления Бугельски об образах интуитивно привлекательны; наша интроспекция действительно говорит нам о том, что сенсорные стимулы часто превращаются в образы. Однако, нелегко найти этой идее эмпирическую поддержку. Шепард и его ученики провели ряд экспериментов, в которых они показали, что зрительные стимулы бо­лее или менее непосредственно представлены в памяти. Мы обсуждали это исследование в контексте мысленного вращения (см. Глава 6) и зри­тельных кодов КВП (см. Глава 6). На этот раз мы сделаем только краткий обзор этих тем, уделив основное внимание образам в ДВП.

Если образы и перцепты функционально связаны, то можно ли сфор­мировать абстрактные репрезентации из воображаемых стимулов, как это имеет место при обычных зрительных стимулах? Солсо и Рейнис (1979) обратились к этому вопросу в эксперименте по формированию прототипа, в котором они предлагали испытуемым вообразить геометрические фигу­ры. В первой части эксперимента эти исследователи выбрали геометри­ческую фигуру из трех линий и затем разработали математическую мо­дель, которая описывала подобие других геометрических фигур первона-

Обнаружение и интерпретация сенсорных, сигналов 292

Рис. 9.7. Степень уверен­ности при идентификации воображаемых фигур. *Г\*— прототип. Взято из: So/so and Raynis (1979).

чальной фигуре. Затем испытуемых с завязанными глазами просили вооб­разить подобные геометрические фигуры (например, "представьте себе, что темнота — это большой квадратный экран, на котором вы пишете при помощи светового луча. Этот луч будет оставлять после себя белую ли­нию..., так что вы сможете видеть ее на темном фоне"). После того как испытуемые воображали ряд геометрических фигур, их просили предста­вить себе некоторые новые фигуры, некоторые старые фигуры и фигуру-прототип, от которой происходил первый ряд фигур. Их спрашивали, была ли воображаемая фигура новой или старой и просили оценить свою уве­ренность в ответе по 5-балльной шкале. Результаты показаны на Рис.9.7, где видно, что фигура-прототип, которой не было среди первоначально воображаемых фигур, неверно идентифицировалась как "старый" элемент; степень уверенности в таком ответе в среднем была равна уверенности при идентификации действительно старых элементов и значительно пре­вышала уверенность при идентификации других новых фигур. Оказывает­ся, что воображаемые фигуры не только подобны зрительным перцептам, но и что процесс абстрагирования, являющийся главной компонентой че­ловеческой памяти, протекает одинаково и тогда, когда испытуемые име­ют дело с воображаемыми фигурами, и когда они имеют дело с фигурами, предъявленными в других модальностях (см. также: Solso and Raynis, 1982).

Когнитивные карты. Как мы убедились в разделе по мнемонике, способность человека к воображению является мощным свойством памя­ти, но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных су­ществ объединяет общий трехмерный мир, и хотя люди ведут себя в нем не так как птицы или рыбы, для выживания они должны уметь пользовать­ся* образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя.

Мысленные образы 293

Психологов давно интересовали навигационные паттерны у животных, и еще в ранних работах Толмэна появилось понятие "когнитивного карти­рования", означающее общее знание пространства, проявляемое крысами в лабиринте. Выдающийся натуралист Фон Фриш (Von Frisch, 1967) опуб­ликовал исследование о медоносных пчелах, в котором описал, как они сообщают друг другу о местонахождении источника пыльцы.

В результате проведенного эксперимента Тордайк и Хайес-Рот (Thorndyke and Hayes-Roth, 1982) пришли к выводу, что при ориентировании люди используют два типа информации — знание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое. Если бы посторонний человек в нашем университе­те спросил меня, как найти медицинскую школу, я бы сказал что-нибудь вроде: "Пойдете по улице Вирджинии до Колизея, затем направо, подни­маетесь на холм и слева от вас увидите большое плоское здание",— т.е. я дал бы описание маршрута. Топологическая информация относится к бо­лее глобальным отношениям между элементами среды. Я мог бы ответить на вопрос незнакомца так: "Это вон там, идите в этом направлении". Дру­гой, более прямой способ сформировать топографическое знание — это изучить карту. Исследование Торндайка и Хайес-Рота проходило в боль­шом офисном комплексе, где они работали. Они просили испытуемых, участвующих в эксперименте, изучить карту и обнаружили, что всего че­рез 20 минут ознакомления с картой эти испытуемые могли судить о рас­стояниях и расположениях не хуже, чем группа секретарей, которые про­работали в этом здании два года.

Карта Соединенных Штатов в представлении жителя Техаса. Штат, изображенный размером во всю Америку -Техас. Названия других штатов написано пародийно: штат Миссу­ри назван Мизери (нищета), Аризона - Арид Зоун (сухая зона), Иллинойс -Илл Ноиз (вредный шум), Кентуки - Кзннед Теки (консервированная индейка) и т.п. - прим. перев.

'V

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 294

i НЕВАДА *

\*Рено \

•' Франциска

\

\

КАЛИФОРНИЯ

Лос-Анжелес

\

\

А В

Рис. 9.8. Географические искажения: (А)- когнитивная карта, где Рено рас­положен восточнее Лос-Анжелеса; (В)- действительное положение Рено — западнее Лос-Анжелеса.

В примерно аналогичном исследовании Б.Тверски (B.Tversky, 1981) изучала искажения памяти на географические положения. В своей инте­ресной работе она предположила, что эти искажения могут возникать из-за того, что для запоминания географической информации люди использу­ют концептуальные стратегии. Как мы уже видели, когда испытуемым дают задание вообразить простые геометрические фигуры, у них формируются прототипы, и возможно, что в процесс когнитивного картирования чело­век создает даже более сложные формы или абстрактную информацию.

Следуя этой мысли, можно предположить, что географическая инфор­мация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Такая аргументация позволяет обойти трудный вопрос о том, как нам удается хранить так много информации в зритель­ной памяти: ведь ее содержимое сжато в более крупные единицы. Ваш дом, например, является частью квартала, который является частью горо­да, который является частью района, находящегося в некотором регионе штата и т.д. Когда вы передвигаетесь из одного места в другое, скажем, внутри вашего города, знания, которыми вы при этом пользуетесь, могут иметь вид абстрактной репрезентации ориентиров, а не ряда дискретных зрительных образов. Но иногда эти более высокие структуры интерфери­руют с решениями, которые принимаются на местном уровне. Например, когда вас спрашивают, какой город расположен дальше на запад — Рено или Лос-Анжелес (см. Рис.9.8), есть вероятность, что вы скажете Лос-Анжелес (см. Stevens and Coupe, 1978). Почему? Потому что мы знаем, что Лос-Анжелес находится в Калифорнии, а Рено — в Неваде, который лежит в востоку от Калифорнии. В подобных случаях мы полагаемся на "стратегическую", а не на "тактическую" информацию — и ошибаемся.

Картирование есть форма символьной репрезентации; считается, что когнитивные карты точно описывают физический а иногда и концептуаль-

Мысленные образы 295

Рис. 9.9. Французская кампания в Москву и обратно 1812-1813 года. Взято из: Tuffe (1983).

Рис. 9.10. Существенные компоненты превосходства графики. Взято из: Tuffe (1983).

Пространство

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 296

ный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с ис­пользованием символов (букв, слов, рассказов, картинок, графиков, фото­графий, цифр, формул, статистики и карт и пр.) и манипулированием ими. В своей прекрасно иллюстрированной книге Тафт (Tufte, 1983) приводит примеры символьной репрезентации понятий. Один из примеров —это классическая иллюстрация на историческую тему, выполненная француз­ским инженером Шарлем Минаром; его график, наглядно совместивший пространство и время, показывает, что случилось с армией Наполеона во время неудачно завершенной кампании 1812 года. На Рис.9.9 ясно пока­зан путь, пройденный армией, как на этом пути менялась ее величина: от 422000 до 100000 человек по пути к Москве, и от 100000 до 10000 чело­век — на обратном пути. Эта графическая иллюстрация исторического события богата по содержанию, статистике и дизайну. Картограф ухватил сложную идею и передал ее ясно, точно и эффективно, сумев создать у наблюдателя такое ощущение реальности, которое было бы трудно пере­дать одними только словами. По мнению Тафта, превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время, "с наи­меньшим количеством чернил в наименьшем пространстве" (см. Рис.9.10). В ряде остроумных экспериментов Коселин и его коллеги (Kosslyn, 1973, 1975, 197ба, 1977, 1980, 1981; Kosslyn and Pomerantz, 1977) иссле­довали пространственные характеристики образов. Их главная мысль зак­лючалась в том, что умственный образ аналогичен восприятию реального объекта. Большинство экспериментов Косслина основаны на предположе­нии, что образ обладает пространственными свойствами, что его можно сканировать и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше вре­мени на это требуется. В одном из экспериментов (1973) Косслин просил испытуемых запомнить набор рисунков и затем представлять их мысленно по одному. В какой-то момент он просил испытуемых сосредоточиться на одном конце воображенного ими объекта (например, если этим объектом был катер, их просили "посмотреть" на корму). Затем называлась какая-нибудь деталь первоначальной картины, и испытуемого просили ответить, имелась ли она в оригинале. Результаты показали, что когда сканируемые свойства располагались на большом расстоянии, для ответа требовалось больше времени (например, если нужно было просканировать от кормы до носа (Рис.9.11), чем при сканировании от иллюминатора до носа). У испы­туемых, которых просили мысленно сосредоточиться на всем образе сра­зу, различий во времени идентификации деталей, находящихся в разных местах, не наблюдалось. Отсюда можно заключить, что мысленные обра­зы можно сканировать и для сканирования образов требуется примерно

Рис. 9.11. Картинка для изу­чения пространственных ха­рактеристик образа.

Мысленные образы 297

Рис. 9.12. Типичные отноше­ния, воображаемые испытуе­мыми в эксперименте Коссли-на. Адаптировано из: Kosslyn (1975).

то же время, что и для сканирования реальных картин. Сходные результа­ты получили Косслин и др. (Kosslyn, Ball, and Reiser, 1980); их мы обсу-^дим далее.

Если образы в чем-то сходны с восприятием реальных объектов (на­пример, во времени сканирования), то нет ли у образов и перцептов дру­гих общих черт? Воспользовавшись тем, что небольшие объекты обычно видны менее четко, чем большие, Кослин продемонстрировал, что общее у них есть. В нескольких экспериментах (1974, 1975) он предлагал испыту­емым вообразить животное (например, кролика) рядом с маленьким или большим существом (мухой или слоном). По отчетам испытуемых, кролик рядом со слоном был меньше, чем такой же кролик, но рядом с мухой (Рис.9.12).

Когда испытуемых просили определить принадлежность определенно­го свойства (например, ушей) данному животному, на оценку животного в паре со слоном у них уходило в среднем на 211 мсек больше, чем в паре с мухой.

Чтобы проверить, не объясняются ли такие результаты просто бо'ль-шим интересом к слонам, чем к мухам, Косслин помещал животных рядом со слоноподобной мухой и крошечным слоном. Но и при таких условиях оценка животного в паре с гигантской мухой занимала больше времени, чем в паре с крошечным слоном.

В еще одном эксперименте Косслин (1975) просил испытуемых вооб­разить четыре квадрата, каждый из которых был по размерам в-шесть раз больше соседнего, и все они назывались по своим цветам. После того как испытуемые научались определять величину квадрата по его цвету, им давали цвет и название животного, например, "зеленый медведь" или "ро­зовый тигр" и просили подогнать образ требуемого животного под величи­ну квадрата, соответствующего данному цвету (Рис.9.13). После этого им предъявлялось какое-нибудь свойство этого животного. Время, необходи­мое для того, чтобы решить, что это свойство принадлежит данному жи­вотному, было гораздо больше для животных в малых квадратах, чем для животных в больших квадратах (Рис.9.14).

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 298

Рис. 9.13. Что происходило в эксперименте, в котором ис­пытуемые оценивали принад­лежность некоторого свой­ства животному, воображае­мому в паре с квадратами различной величины. Адапти­ровано из: Kosslyn (1975).

Взятые вместе, эксперименты Косслина и Шепарда показывают, что зрительные образы, по-видимому, отражают внутренние репрезентации, функционирующие аналогично восприятию физических объектов. С дру­гой стороны, были исследованы далеко не все или хотя бы значительное число характеристик образов.

Рис. 9.14. Время, требуемое для определения присутствия у животного некоторого свой­ства, в эксперименте, изобра­женном на Рис.9.13. Данные из: Kosslyn (1975J.

Мысленные образы 299


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: