За последние 30 лет на основе ранних теорий Хомского был проведен значительный объем исследований; многие из них посвящены правилам грамматики преобразований и пытаются с их помощью объяснить, как происходит порождение, понимание и воспроизведение предложений. Невозможно в одной этой главе описать все те многочисленные и зачастую сложные эксперименты, которые изложены в литературе по психологии и лингвистике, однако некоторые общие, итоговые положения мы приведем. По всему, лингвистические концепции все же отражают реалии человеческого познания. Порождение, понимание и запоминание вербальных единиц происходит по тем же правилам, которым подчиняются внешние и глубинные структуры и грамматика преобразований. Кроме того, некоторые полагают, что все эти теории и экспериментальные результаты позволяют лучше понять, как мозг человека абстрагирует языковые единицы и преобразует их так, что достигается максимальное понимание языка и обеспечивается его эффективное применение в человеческом общении.
|
|
Язык u развитие познания 354
К наиболее спорным аспектам теории Хомского относится его утверждение о том, что существенные компоненты языка являются врожденными, а не приобретенными, как полагал Б.Ф.Скиннер8. Так, подкрепление — основной элемент поведенческого подхода Скиннера — может определять только морфологические аспекты развития языка (ребенок научается говорить "яблоко", когда его требование яблока подтверждается получением этого объекта9).
Возвращаясь к основному моменту позиции Хомского, зададим вопрос: Как ребенок порождает грамматически правильное предложение, которого он никогда не слышал? Сам Хомский объясняет это врожденной склонностью к языку, основанной на глубинной структуре. Он не считает, что врожденной является некоторая конкретная система грамматики, но что существует некая врожденная схема обработки информации и формирования абстрактных структур языка. Это может быть связано с биологическим развитием ребенка. По некоторым данным, в приобретении языка есть биологически детерминированные критические стадии, и как показали некоторые исследования (Lenneberg, 1964, 1967, 1969; Lenneberg, Nichols and Rosenberger, 1964), существует также связь между языком и моторным развитием. Леннеберг пришел к выводу, что "дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигают определенной стадии физического созревания". Его наблюдения за развитием языка у детей показывают, что первой отличительной особенностью детского лепета является "контур интонации". Звуки детского лепета не имеют смысла (по крайней мере, в общепринятом смысле слова), но обладают интонациями. Позднее в процессе развития в детской речи начинают появляться примитивные фонемы. Леннеберг (1967) утверждает, что этот этап в развитии ребенка объясняется созреванием, которое позволяет ему лучше контролировать свои языковые функции. До того как биологическое развитие достигнет уровня, необходимого для формирования фонем, возможна генерация только общих ритмических паттернов. Развитие речи, как и развитие многих моторных реакций, происходит без конкретной подготовки. Некоторые из этапов развития языка и речи в их связи с физическим созреванием (и соответственно моторным развитием) показаны в Табл. 11.1.
|
|
Хотя Хомский предложил алгоритмы для выявления ряда преобразований, применимых к предложениям, Леннеберг полагает, что язык (и поведение) развивается в процессе взаимодействия между индивидуумом и его окружением, где происходит их взаимное формирование:
"Созревание можно представить в виде ряда последовательных состояний. В каждом состоянии растущий организм может усваивать некоторую конкретную входную информацию; она разрушает его и воссоздает вновь таким образом, чтобы он мог