Вопрос 48. Содержание понятия инвалидности Применительно к современным условиям

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.)

инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поседением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека семьи, дома-интерната и т.д. Семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.

Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени, воздействуя на способы семейных отношений.

Рассмотрим периоды жизненного цикла семьи ребенка-инвалида:

1) рождение ребенка — получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2) школьный возраст — принятие решения о форме обучения ребенка, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и внешкольной деятельности;

3) подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

4) период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи — инвалида;

5) постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами и взаимодействие с специалистами по месту проживания ребенка.

Социально-экологическая модель применима к анализу проблем семьи инвалида и ребенка-инвалида в современной России, открывая возможность рассмотрения уровней микро-, мезо-, экзо-и макросистемы.

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье.

В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:средства массовой информации,система здравоохранения, система социального обеспечения, образование. Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению


ВОПРОС 49.Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов

Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.

Государственные органы Республики Беларусь обеспечивают получение инвалидами образования, профессиональной подготовки и их трудоустройство.

Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства.

Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону.

Инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида состоит из трех разделов:

- программа медицинской реабилитации;

- программа профессиональной и трудовой реабилитации;

- программа социальной реабилитации.

Признание лица инвалидом осуществляется путем экспертного обследования его в медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и вынесения соответствующего заключения.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

Положение о медико-реабилитационной экспертной комиссии и инструкция по определению группы и причины инвалидности утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии является официальным документом, удостоверяющим группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации.

Инвалиду выдается удостоверение. Форма удостоверения и порядок его выдачи устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с общественными объединениями инвалидов.

Реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основе заключения медико-реабилитационной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных объединений инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи.

Индивидуальная программа реабилитации является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также другими нанимателями.

Инвалидам гарантируется квалифицированная бесплатная медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях.

Инвалиды I и II группы обеспечиваются лекарствами по рецептам лечащих врачей, а с заболеваниями хирургического профиля - и перевязочными материалами (при наличии заключения врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения) с 90-процентной скидкой, а инвалиды III группы - с 50-процентной скидкой от их стоимости, если они не пользуются правом на получение лекарств на более льготных условиях. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно.

Инвалиды имеют право на преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и аптеках, а также на первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Органы образования совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.Образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляются в различных формах, включая обучение на дому и по индивидуальным учебным планам. Государство обеспечивает подготовку педагогических кадров специально для обучения и профессиональной подготовки инвалидов.

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому. Среднее, среднее специальное и высшее образование инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости - в специальных учебных заведениях.

Государство содействует в трудоустройстве молодых специалистов-инвалидов.

Язык жестов признается государством в качестве средства межличностного общения, обучения и предоставления услуг перевода. Лица с дефектами зрения обеспечиваются обучением по системе Брайля, доступом к аудиосредствам и крупному шрифту. Для лиц с умственными недостатками организуется система обучения легкому пониманию языка. Лицам с дефектами речи предоставляются современные технические средства общения. Работнику, получившему инвалидность по вине нанимателя, вред во всех случаях возмещается полностью, включая компенсацию морального вреда, выражающегося в причинении нравственных или физических страданий.

Специальные меры по трудоустройству инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот нанимателям, создающим рабочие места (в том числе специализированные) для использования труда инвалидов.

Трудоустройство инвалидов обеспечивается государственной службой занятости и общественными объединениями инвалидов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Областные ( Минский городской) органы по трудоустройству ежегодно разрабатывают программы по трудоустройству инвалидов, взаимодействуя при этом с общественными объединениями инвалидов, органами социальной защиты, профсоюзами. К исключительному ведению государственных служб занятости населения на всех уровнях относится создание рабочих мест для инвалидов.

Порядок и условия льготного налогообложения и материально-технического обеспечения нанимателей, применяющих труд инвалидов, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Работающим инвалидам нанимателем создаются необходимые условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

Условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность трудового и социального отпусков, устанавливаемые в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками. Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, а продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать семи часов.

Инвалидам Республики Беларусь гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания услуг по их реабилитации и бытовому обслуживанию.Порядок обеспечения инвалидов пенсиями и пособиями определяется законодательством о социальном обеспечении.

Инвалиды войны и лица, ставшие инвалидами в результате последствий аварии на Чернобыльской АЭС, наряду с правами, предоставленными Законом Республики Беларусь о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь, пользуются другими льготами и компенсациями, установленными законодательством Республики Беларусь. Техническое средство социальной реабилитации предоставляется государством инвалиду в пользование в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт всех видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов) за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

При распределении жилых помещений местные исполнительные и распорядительные органы, другие юридические лица учитывают потребности инвалидов в выделении им жилых помещений вблизи места их работы, места жительства их родственников, учреждений реабилитации.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, органами социальной защиты предоставляются социально-бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях.

Государство способствует развитию сети стационарных учреждений социальной помощи инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе.

Условия пребывания инвалидов в доме-интернате или другом стационарном учреждении социальной помощи обеспечивают возможность реализации инвалидами их прав, свобод и законных интересов и содействуют максимальному удовлетворению потребностей личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Социальная помощь инвалидам предоставляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь, доходов от проведения театрально-зрелищных мероприятий, благотворительной деятельности и других поступлений.

В целях защиты своих прав, свобод и законных интересов, оказания взаимной поддержки и услуг инвалиды и лица, их представляющие, имеют право в порядке, установленном законодательством, создавать общественные объединения и фонды. Общественные объединения инвалидов в соответствии со своими уставами принимают участие в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов, а также финансировании соответствующих мероприятий. Общественным объединениям инвалидов и организациям, принадлежащим им на праве собственности, устанавливаются льготы по налогообложению в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Суммы налогов, остающиеся в их распоряжении в связи с льготным налогообложением, направляются на развитие и укрепление материально-технической базы этих объединений и организаций, а также на удовлетворение социальных нужд инвалидов.


ВОПРОС 50. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

Трудности овладения социальной ролью возникает чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).

Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается «размытость» образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).

Главное, что должен учитывать социальный работник - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: