Функция цены как критерия рационального размещения производства

Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секто­ров туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.

Виды цен:

В зависимости от сфер торговли различают:

1) Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.

2) Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

3) Закупочные - цены государственных закупок продукции у предприятий.

4) Цены на услуги.

По степени и способам регулирования:

1) Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются государственными органами ценообразования.

2) Регулируемые цены - регулируются государственными органами.

3) Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

4) Свободные рыночные цены.

Отдельно можно выделить следующие виды цен:

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков

Монопольная цена – специфическая форма рыночной цены товара (услуги), отклоняющаяся от стоимости или цены производства (обычно в сторону увеличения), обеспечивающая предприятиям-монополистам получение сверхприбыли.

Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента — как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.

«Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец учиты­вает психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы (напр., 59 руб. 90 коп.).

5. Издержки производства и прибыль предприятия.

Издержки производства представляют собой совокуп­ность материальных и трудовых затрат на производство продукции. Они выступают как экономическая категория, которая отражает, во-первых, отношения, которые возни­кают между субъектами внутри предприятия по поводу ис­пользования живого и овеществленного труда; во-вторых, это отношения, которые возникают вне предприятия меж­ду предприятиями-поставщиками материалов, топлива, комплектующих изделий и предприятиями, которые ис­пользуют эти продукты, сырье для производства своей про­дукции. Издержки всегда принимают количественное вы­ражение и они рассматриваются через систему натураль­ных и стоимостных показателей.

В экономической науке издержки предприятия рассмат­риваются как издержки упущенных возможностей и как явные (бухгалтерские) издержки. Последние включают: сто­имость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию обо­рудования, заработную плату со всеми начислениями по социальному страхованию, административные расходы. Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.

Бухгалтерские издержки плюс неявные издержки — это экономические издержки.

С точки зрения зависимости величины издержек от объе­ма продукции их подразделяют на постоянные издержки и переменные издержки.

Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции. Это затраты на эксплуатацию здания, обору­дования, арендную плату, административно-управленчес­кие расходы, некоторые виды налогов.

Переменные издержки изменяются с изменением объе­ма производства. Это затраты на материалы, сырье, рабочую силу.

Общие издержки на производство единицы товара рав­ны сумме общих постоянных и общих переменных издер­жек.

Производителя часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних издержек.

Средние издержки есть частное от деления общих издер­жек на объем продукции.

Выделяют также предельные издержки, которые представляют собой прирост издержек производства при увеличении объема выпуска на одну дополнительную единицу продукции.

В хозяйственной практике нашей страны для определе­ния издержек производства используется категория себес­тоимости. Себестоимость отражает в денежной форме те­кущие затраты на производство и реализацию продукции, включает стоимость потребленных средств производства, средства на оплату труда, косвенные расходы предприятия и издержки на реализацию. В состав себестоимости не вклю­чаются разовые расходы, затраты, не связанные с произ­водством продукции, а также убытки от стихийных бед­ствий, штрафы и неустойки. Это непроизводственные затраты.

Прибыль и ее формы

Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, кото­рую получает предприятие, вычесть издержки предприятия. Выручка может быть представлена как:

Общая выручка – это полная сумма выручки от реали­зации всех производственных единиц товара.

Средняя выручка равна цене единицы товара. Предельная выручка – это приращение всей выручки при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу. Следует различить два подхода к понятию прибыли.

1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.

2. Экономический. Прибыль есть разница между выруч­кой от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.

Для бухгалтеров прибыль – это то, что остается от об­щей выручки фирмы после уплаты отдельными лицами и другими фирмами стоимости материалов, капитала и тру­да, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает только явные издержки, то есть платежи характеризуют эффект от предпринимательс­кой деятельности.

Если из бухгалтерской прибыли вычесть неявные издержки, то эта прибыль будет экономической.

Различают также валовую и чистую прибыль. Валовая при­быль определяется как разность между ценой реализации продукции и полной себестоимостью. После уплаты из ва­ловой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы, других платежей остается часть средств, образую­щих чистую прибыль.

Чистая прибыль используется на производственные и социальные нужды предприятия, в том числе на накопле­ние, на экологию, на подготовку и переподготовку кадров, на уплату дивидендов и другие цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: