ТЕМА: Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог

Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог и дорожных сооружений — основная задача данной части проекта, так как организация производства и территории невозможна без обеспечения транспортных связей, включающих грузовые и пассажирские перевозки внутри хозяйства и за его пределы.

Согласно Строительным нормам и правилами (СНиП — 85) дороги подразделены на пять категорий: I...III —дороги федерального значения, IV...V —дороги местного (муниципального) значения.

Местными называют дороги при интенсивности движения менее 200 автомобилей в сутки, по которым перевозят в основном сельскохозяйственные грузы.

В зависимости от назначения их подразделяют: на внехозяйственные дороги общего пользования, которые соединяют хозяйственные центры сельскохозяйственных предприятий с административными центрами, автомобильными дорогами федерального значения, железнодорожными станциями и пристанями. В эту же группу включают дороги, соединяющие центральную усадьбу сельскохозяйственных предприятий с усадьбами производственных подразделений, также последние с предприятиями по доработке и переработке сельскохозяйственной продукции. Эти дороги являются дорогами муниципального значения; внутрихозяйственные дороги, обеспечивающие транспортные связи внутри отдельного сельскохозяйственного предприятия. Они находятся в ведении тех хозяйств или администраций, на землях которых расположены.

Внутрихозяйственные дороги подразделяют на магистральные и полевые.

Магистральные дороги обеспечивают удобную транспортную связь между хозяйственными центрами производственных подразделений, населенными пунктами, животноводческими фермами и комплексами, севооборотными массивами, другими производственными объектами, автомобильными дорогами общего пользования и создают благоприятные условия для перевозки грузов, передвижения техники и людей.

Полевые дороги необходимы для обслуживания производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевая дорожная сеть является естественным продолжением и разветвлением магистральных дорог.

При размещении внутрихозяйственных магистральных дорог учитывают:

  • возможность круглогодичных перевозок;
  • увязку сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, федеральными), элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередачи, связи, магистральными каналами и др.);
  • минимальность капитальных вложений на строительство дорог и дорожных сооружений;
  • снижение транспортных расходов и эксплуатационных затрат;
  • создание наилучших условий для правильной организации территории и рационального использования земель;
  • обеспечение выполнения Строительных норм и правил в части проектирования и строительства магистральных дорог соответствующих категорий и групп.

Проекты составляют в такой последовательности:

  • изучают материалы обследования существующей дорожной сети;
  • составляют схемы транспортных связей, направлений и местоположения дорог;
  • определяют грузонапряженность дорог на перспективу, устанавливают категории и группы дорог;
  • размещают трассы дорог и дорожные сооружения;
  • определяют экономическую эффективность проекта.

На основании полевого землеустроительного обследования или специального дорожного обследования составляется схема размещения существующей дорожной сети. При этом на плановый материал наносятся все магистральные дороги, как государственного, так и внутрихозяйственного значения, указываются их техническое состояние и основные характеристики: ширина проезжей части, тип покрытия и др. По отдельным участкам дорог местного значения отражаются необходимые мероприятия по ремонту и реконструкции, а также необходимость строительства или ремонта дорожных сооружений: мостов, трубопереездов, водоотводных каналов и т. п.

Составляется схема транспортных связей между грузооборотными пунктами. К грузооборотным пунктам, между которыми осуществляются перевозки грузов, относятся животноводческие фермы, места складирования, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, поля севооборотов и другие участки сельскохозяйственных угодий.

Направление магистральной дорожной сети определяет размещение грузооборотных пунктов (грузообразующих и грузопотребляющих), между которыми осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. Грузооборот — сумма внутрихозяйственных и внешних перевозок людей и грузов.

Грузооборотные пункты делят на три группы:

  • первая — административные и социально-культурные центры, железнодорожные станции, аэропорты и пристани, межхозяйственные предприятия, комплексы и базы;
  • вторая — местные промышленные, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия и организации, осуществляющие транспортные связи с пунктами первой группы;
  • третья — хозяйственные центры, селения, животноводческие фермы и комплексы, другие крупные производственные объекты, а также массивы севооборотов, многолетних насаждений и кормовых угодий в хозяйстве.

При установлении направления движения грузов в каждом конкретном хозяйстве определяют их вид, объем, распределение продукции на товарные и внутрихозяйственные цели, объемы завозимых в хозяйство материалов и оборудования, топливно-смазочных материалов, минеральных удобрений и другой продукции. Учитывают также пассажирские перевозки, как в пределах хозяйства, так и на пункты первой и второй групп.

Для обоснования местоположения, категорий и групп дорог определяют грузонапряженность дорог.

Среднегодовая грузонапряженность дорог- это суммарное количество грузов, перевозимых по дорогам за год. Для определения грузонапряженности в проекте делают соответствующие расчеты, результаты которых используют при установлении категории и групп внутрихозяйственных магистральных дорог. При установлении категории или группы дорог необходимо определить суточную интенсивность движения, которая характеризуется числом машин, проходящих по дороге в сутки за период интенсивных автоперевозок, ширину земляного полотна, проезжей части, тип покрытия.

Суточная интенсивность движения (автомобилей в сутки):

Дороги V категории, в которую входят магистральные внутрихозяйственные дороги, в зависимости от расчетных объемов грузовых перевозок подразделяют на три группы: I-е, П-с, Ш-с.

  • дороги группы I-е соединяют центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и организаций с усадьбами их производственных подразделений, животноводческими комплексами, фермами, дорогами общего пользования, пунктами заготовки, хранения и переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами; расчетная грузонапряженность их в месяц пик более 10 тыс. т.
  • дороги группы П-с соединяют усадьбы производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования, между собой и другими внутрихозяйственными объектами, за исключением полевых и вспомогательных дорог; их грузонапряженность составляет до 10 тыс. т.
  • дороги группы Ш-с вспомогательные: они предназначены для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий и массивов севооборотов.

На внутрихозяйственных магистральных дорогах применяют следующие типы дорожных покрытий:

I -е — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием (цементобетонные, монолитные или сборные, железобетонные сборные, асфальтобетонные одно- или двухслойные, из щебеночного или гравийного материала, обработанные вязким битумом и др.);

П-с — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием, а также переходные из фракционного щебня, из щебеночного, гравийного, местных строительных материалов и песка (обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами);

III-c — переходные, а также низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками из местных строительных материалов, вяжущими материалами).

Ширина земляного полотна для дорог группы 1-е составляет 10м, II-с-8, Ш-с-6,5м.

При проектировании дорог:

  • трассы их намечают по кратчайшему направлению (лучше всего по прямой линии) с наименьшим пересечением естественных преград (оврагов, балок, рек и др.), чтобы затраты на строительство дорог, дорожных сооружений и их эксплуатацию были минимальными;
  • пересечение их с водотоками и тальвегами устраивают по возможности в наиболее узких местах, продольные уклоны дорог не должны превышать 9 %, а при движении автомобилей с прице​пом — 7 % (предпочтительны уклоны до 4 %);
  • трассы дорог совмещают с хорошо продуваемыми сухими местами, водоразделами, а в целях предупреждения дробления участков — с границами земельных массивов производственных подразделений, полей севооборотов, лесополосами, каналами;
  • проектируемые дороги должны пересекаться с существующими дорогами под прямым или близким к нему углом, чтобы создать удобные участки правильной формы;
  • если возникает необходимость установления лучшего варианта строительства дороги, например при анализе устройства объезда препятствия (оврага, балки, ручья), что требует удлинения и искривления дороги или строительства моста, проводят экономические расчеты и определяют лучший вариант.

При реконструкции дорог вводят поправочный коэффициент для определения нормативов удельных капиталовложений.

Дорожные сооружения (мосты, трубы, броды, лотки, придорожные пруды) проектируют одновременно с дорогами. Мосты и трубы капитального типа (железобетонные, каменные, бетонные) должны гарантировать пропуск автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.

Трубы укладывают для пропуска небольших расходов воды (до 6... 10 м3/с), преимущественно на периодически действующих водотоках и тальвегах.

Мосты проектируют различных размеров: малые (длиной до 25 м), средние (25...100м) и большие (длиннее 100м). Малые мосты пролетом 2...3 м можно проектировать и строить без расчетов.

Расчетная нагрузка мостов для магистральных дорог составля​ет для автомобилей 8...10 т, гусеничной техники — 30...60 т.

При определении местоположения трасс дорог и дорожных сооружений проводят примерный расчет стоимости строительства по каждому инженерному объекту в отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: