Взаимосвязь стратегии и оргструктуры

Анализ многолетней практической деятельности 500 крупных промышленных корпораций (США) подтверждает, что стратегии и организационные структуры корпорации тесно взаимосвязаны. Кратко эта взаимозависимость может быть сформулирована следующим образом:

- стратегия корпорации является основным фактором, определяющим организационную структуру;

- многоцелевая стратегия усложняет организационную структуру.

Как правило, основными целями американских корпораций является расширение масштабов деятельности, рост продаж и прибылей. Достижение целей благоприятно сказывается не только в стабилизации положения на рынке и росте престижа корпорации, но и материальном положении и престиже руководства и всего персонала.

Однако в реальных условиях выпуска конкретной продукции на конкретные, сложившиеся в данный момент времени, рынки рост объёма продаж и прибылей корпораций может быть ограничен многочисленными факторами, основными среди которых являются:

- насыщенность рынка данного вида продукцией;

- конкуренция с изготовителями аналогичной продукции, предназначенной для того же рынка;

- опасность попадания под действие антимонопольного законодательства при активных действиях по вытеснению конкурирующих фирм с данного рынка.

Нейтрализовать эти ограничивающие факторы и одновременно добиться роста корпорации можно с помощью следующих стратегических подходов:

- разработка новых моделей выпускаемой продукции; это может стимулировать дополнительный спрос и, если доля корпорации на данном рынке велика, поможет увеличивать её; такая мера особенно эффективна, когда технология, лежащая в основе данного вида продукции, отличается новизной;

- проникновение на новые географические рынки с той же продукцией;

- разработка новой продукции для существующих или новых рынков, эту возможность легче реализовать крупной корпорации с развитой технологической базой и значительным научно – исследовательским потенциалом, часть которого может быть направлена на фундаментальные исследования и разработки;

- приобретение у другой фирмы технологии и производства новой продукции или слияния с фирмой – изготовителем другого вида продукции в целях расширения номенклатуры выпускаемых изделий; при наличии финансовых возможностей это более быстрый путь на новый рынок, нежели разработка новой продукции собственными силами.

При этом на перечисленные выше стратегические подходы корпорации существенное влияние оказывают её размеры, объём продаж и прибыли, что в свою очередь влияет на организационную структуру, совершенствование которой повышает эффективность решения стратегических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: