Первый подход: Наука – деятельность, направленная на получение нового знания.
Второй подход: Наука – форма общественного сознания.
Объект отражения: законы развития природы, общества и мышления.
Способ отражения: система научных абстракций
Функции науки:
1. Информационная (сбор, накопление, систематизация);
2. Объяснительная (проникновение в сущность явления, обнаружение в нём причинно-следственных связей);
3. Прогностическая (предвидение открытий);
4. Методологическая;
5. Практическая (конструктивно-созидательная – внесение изменений в реальность);
6. Мировоззренческая
7. Оценочная (истина и заблуждение)
Третий подход к науке:
Наука – производительная сила (организация производственного прцоесса идёт на научно муровне)
Четвёртый подход:
Наука – социальный институт (некое устройство деятельности)
Признаки:
1. Совокупность людей, с соответствующими знаниями;
2. Наличие познавательных целей и задач;
3. Выполнение определённых функций;
4. Производство знания, хранение знания, распространение знания.
|
|
5. Наличие средств и методов познания (общенаучные и частные)
6. Распределение ролей в рамках научного сообщества (научные сотрудники, лаборант, директор института, президент академии наук);
7. Наличие форм контроля и оценки достижения.
Как социальный институт наука возникла в Древней Греции. Академия Платона и Лицей Аристотеля (?).
5 подход:
Наука как область духовной деятельности человека.
Признаки научного знания:
1. Объективность;
2. Причинность;
3. Системность;
4. Универсализм (универсально открытие)
5. Практическая применимость знания
6. Рациональность (логически непротиворечиво)
7. Доказательность.
Закономерности развития научного знания:
1. Обусловленность науки практикой (практика – цель научного познания, наука обусловлена практическими потребностями)
2. Относительная самостоятельность науки;
3. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
4. Преемственность в развитии научного знания;
5. Дифференциация (18в.) и интеграция наук;
7. Взаимодействие методов разных наук;
8. Философизация научного знания (наука выходит на глобальные проблемы, требующие философского объяснения).
Философская антропология.