Отрасль на этапе спада имеет следующие характерные черты: спрос снижается; конкуренция ужесточается, усложняются ее формы; в конкурентной борьбе возрастает роль цены и качества; возрастает сложность управления приростом производственных мощностей; усложняется процесс создания товарных инноваций; усиливается международная конкуренция; снижается среднеотраслевая прибыльность и в отрасли увеличивается количество покупок компаний, слияний, вхождений и выходов из отрасли.
На данной стадии показаны следующие стратегии:
· поиска рыночных ниш или сегментов сохранившегося устойчивого спроса (в которых спрос будет стабильным, медленно сокращаться или даже расти);
· дезинформации конкурентов, способствование их массовому выходу из отрасли, чтобы остаться одной из немногих отраслевых организаций и занять лидирующие позиции;
· «сбора урожая» (управляемого сокращения инвестиций с целью максимизации потоков доходов);
· выхода на международные рынки;
· сужения номенклатуры производимой продукции, чтобы максимально использовать эффект масштабов;
· внедрения технологических и организационных инноваций, чтобы поднять эффективность производства;
· выхода из данной отрасли (распродажа части или всех активов).