Предпринимательство и прибыль. Специфика предпринимательской деятельности в исламской экономике

Целью является раскрытие одного из факторов производства – предпринимательства и его отдельных особенностей в исламской экономике.

Вопросы.

1. Содержание предпринимательской деятельности.

2. Предпринимательство в Исламе.

1. В словаре В.И. Даля слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять» (то есть сделать что-либо, создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение).

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII веков Ричард Кантильон (1680–1734). По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже французский экономист Жан-Батист Сей (1767—1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение, комбинирование следующих трех факторов производства: труд, земля и капитал.

На рубеже XIX – XX веков начинается осознание значения и роли института предпринимателя и предпринимательства. В начале XX века к указанным выше трем классическим факторам производства отдельные авторы начинают добавлять четвёртый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

В Большой экономической энциклопедии под ред. А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».

Согласно современному российскому законодательству (Гражданский кодекс) под предпринимательской деятельностью понимаются: «… самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли. Соответственно можно сказать, что предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Важнейшие черты предпринимательства:

­ самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, в рамках правовых норм.

­ экономическая заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы, предприниматель способствует достижению общественного интереса.

­ хозяйственный риск и ответственность. При любых, самых выверенных, расчётах неопределённость и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно российскому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.

Ряд функций, таких как организация деятельности, принятие решений, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Однако отождествление предпринимателя и менеджера неверно, т.к. различны, в первую очередь, функции каждого из них в процессах хозяйственной деятельности. С одной стороны, понятие «предпринимательство» шире понятия «управленческая деятельность». С другой, эффективное управление (менеджмент) со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю.

В современной экономической литературе существуют различные интерпретации понятия «предприниматель» и «предпринимательская деятельность». Так, в работе Макконнелла К.Р. и Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика» раскрытия содержания термина «предприниматель» используются следующие характеристики:

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги.

2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.

3. Предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производствен­ное технологии, новые формы организации бизнеса.

4. Предприниматель - человек, идущий на риск.

В работе Э. Дж. Долана и Д.Е. Линдсейя «Рынок: микроэкономическая модель» предпринимательство раскрывается как «процесс поиска новых возможностей, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ».

В целом, в современной экономической литературе предприниматель рассматривается как лицо, соединяющее в процессе экономической различные факторы производства, самостоятельно принимающее экономические решения, проводящее в жизнь новаторские идеи, проявляющее инициативу, неординарность мышления, способное пойти на риск ради получе­ния прибыли.

Исследованию предпринимательства сегодня посвящен огромный пласт литературы. Ее изучение позволяет придти к выводу о наличии двух принципиальных подходов к определению сущности предпринимательства, его функциональной роли в экономических процессах.

В первом из подходов ученые тесно увязывают предпринимательство с собственностью на средства производства. В этом случае оно рассматривается как способ реализации собственности на капитал.Такие взгляды были характерны для классической школы и обуславливались тем обстоятельством, что в период зарождения экономической науки собственник капитала и организатор производства зачастую являлись одним и тем же лицом.

Однако в настоящее время ситуация в значительной мере изменилась. По мере развития рыночных отношений, в хозяйственной практике предприниматели все чаще стали прибегать к внешним источникам финансирования деятельности своих предприятий. Современный предприниматель уже не обязательно является владельцем капитальных благ. В этой связи сегодня в предпринимателе видят, главным образом, организатора процесса производства, а предпринимательство рассматривают как один из факторов производства.

Целью предпринимательской деятельности является прибыль. В самом общем виде ее можно определить как превышение результатов хозяйственной деятельности над затратами трудовых и материальных ресурсов. Пути возникновения прибыли могут быть различными. В марксистской теории утверждалось, что источником образования прибыли является неоплаченный труд наемных рабочих. Однако связывать получение прибыли только с эксплуатацией трудящихся не вполне справедливо. Одним из факторов, обеспечивающих прибыльность предпринимательской деятельности, является использование результатов развития научно-технического прогресса, внедрение более совершенных и эффективных методов производства, использование более экономичных материалов, обеспечивающих экономию затрат труда и сокращение издержек.

Источником прибыли служат также профессиональные качества предпринимателя – его умение предвидеть, прогнозировать и оценить изменения в потребительском спросе, своевременно выявлять из них положительные, своевременно перестроить свою деятельность, способность вовремя приспособиться к ним. Получению прибыли служит также монопольное положение предприятия на рынке.

Таким образом, источники получения прибыли разнообразны. Все они связаны с деятельностью предпринимателя, как самостоятельного, независимого агента рыночного хозяйства. Она предполагает выполнение предпринимателем особой функциональной роли, реализуемой на основе соблюдения рыночных принципов хозяйствования (экономической свободы, юридической и имущественной ответственности и частно-экономической целесообразности).

Далее раскроем функции предпринимательства: организационную, управленческую, инновационную, производственная, аналитическую, экономическую и социальную.

Организационная функция подразумевает, что именно предприниматель создает условия, необходимые для начала процесса производства, его бесперебойного функционирования и развития. Все внутренние процессы могут быть подчинены интересам предпринимателя. Для этого он наделен полномочиями по взаимодействию с другими предпринимателями и организациями, государственными учреждениями относительно заключения договоров, при­нятия обязательств и т.д.

Производственная функция подразумевает необходимость соединения, комбинирования факторов производства и использование их в таком сочетании, которое обеспечивает получение максимального экономического и социального эффекта от использования ограниченных ресурсов с точки зрения соизмерения «затрат и результатов».

Управленческая функция подразумевает, что именно предприниматель на основе анализа складывающейся рыночной конъюнктуры обеспечивает оперативное принятие решений и внесение необходимых изменений в планы деятельности. Предприниматель же несет и ответственность за принимаемые экономические решения и их последствия.

В условиях высокой подвижности рыночной конъюнктуры, обусловленной рыночной конкуренцией, принятие решений осуществляется на основе постоянного изучения и анализа состояния рынка, условий производства и сбыта продукции, изучения поведения потребителей, анализа причин изме­нения их вкусов и предпочтений. Это подразумевает исполнение предпринимателем аналитической функции.

Инновационная функция выражается в том, что предприниматель в современной экономике открывает новые рынки сбыта, создает новые виды товаров, внедрять новые методы производства.

В условиях рыночной нестабильности, в качестве важной выделяется социальная функция предпринимателя. Она обусловлена тем, что создание предприятия создает новые рабочие места, привлекает к производственной деятельности людей. Этим обеспечивается рост занятости населения. При этом предприниматель стремится к созданию благоприятных условий для своей деятельности и соответствующим образом преобразовать внешнюю и внутреннюю среду бизнеса. Поэтому он активно включается в процесс общественно-политической, культурной и духовной жизни общества. Тем самым, создаются предпосылки для созидательного взаимодействия общества и предпринимательских структур – в сферах науки, культуры, медицины, образования.

Но главным движущим мотивом, побудительным стимулом предпринимательской деятельности остается все же достижение коммерческого успехав бизнесе. В нем выражается основная экономическая функция предпринимательства. Коммерческий успех подразумевает не получение более высокой прибыли. Коммерческий успех может проявляться в расширении производства, укрепление позиций предприятия на рынке. Прибыль служит лишь инструментом достижения этой стратегической цели.

Предпринимательство дает возможность максимально полно реализовать свои общественные функ­ции, выявить свою социальную значимость, а, следовательно, и раскрыть свою сущностную основу только в условиях рыночной социально-экономической системы, и только на основе действия рыночного хозяйственного механизма. Вне рыночной организации существование предпринимателя невозможно. Только в нем, как в персонифицированном носителе идеи экономической свободы и экономическ­ой рациональности воплощается содержание рыночной социально-эко­номической системы. В этом отношении предприниматель является ключевой фигурой рыночной системы, ее стержневым элементом.

Главным принципом современной рыночной экономики является многоукладность, активное вмешательство государства, использование высокопроизводительных технологий как основы экономического роста. В рыночной системе действует свобода предпринимательства, профессионального и потребительского выбора.

Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его личностным фактором является способность предпринимателя по-новому комбинировать ресурсы: труд, капитал, землю с учётом передовых технологий и требований рынка.

Вплотную к экономическим условиям примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определённым вкусам и моде.

Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма - производственно - технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги, коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

В этой связи различают фирму и предприятие, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте. Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением. На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя. На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и служащих.

Предприятие - это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие).

Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника. Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением.

На деятельность предпринимательства в условиях рыночной экономики оказывает влияние целый ряд факторов. Основные внешние факторы:

­ экономические – платежеспособность покупателей, изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынка, государственное регулирование, инфляция.

­ социальные – изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом, демографическая ситуация.

­ правовые – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и др.

Внутренние факторы:

­ материально-технические – факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда.

­ организационные – факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления, выбором организационно-правовой формы.

­ социально-экономические – факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации; отношением работников к собственности, условиями труда и быта; эффективностью стимулирования труда.

В результате непрерывного влияния на предпринимательскую деятельность многочисленных факторов происходят соответствующие изменения её состояния.

Выделяют следующие виды предпринимательства:

1.Производственное предпринимательство.

2. Коммерческое предпринимательство

3. Финансовое предпринимательство

4.Консультативное предпринимательство

Производственное предпринимательство занимает ведущее место во всей экономике. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, их производственное потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Полем деятельности коммерческого предпринима­тельства служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предва­рительного осмотра покупателем образцов и заранее установлен­ных минимальных партий товаров.

Цель такой биржи — создать механизм управ­ления свободной конкуренцией и с его помощью, с учетом измене­ния спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функ­ционирующего оптового рынка товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандар­там.

Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специа­лизированные товарные биржи, как Лондонская (цветные метал­лы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими по­ставщиками на товарных биржах широко распространено заключе­ние соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, уста­новленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

· оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

· упорядочение товарной торговли, регулирование торговых опе­раций и разрешение торговых споров;

· сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки).

Основное содер­жание коммерческой деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг.

Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской дея­тельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ре­сурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции име­ет место получение готового продукта.

Основным полем деятельности финансо­вого предпринимательства являются коммерческие банки и фондо­вые биржи. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга и в целом являются основой всей кредитно-финансовой системы государства.

Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение ак­ционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкла­дов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению кли­ентов. Источник доходов коммерческого банка — разница между процентными ставками привлеченных и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассив­ные (привлечение средств); активные (размещение средств); комис­сионно-посреднические (выполнение различных операций по по­ручению клиентов с уплатой комиссии).

Банки подвержены риску коммерческого характера, так, как обязаны, выплатить своим кредиторам деньги в заранее определен­ный срок с установленными процентами. Поскольку предостав­ленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Фондовая биржа — это организационно оформленный, регу­лярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимо­сти активов.

Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь прово­дятся котировки ценных бумаг. Они состоят в ре­гулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. Текущие курсы показы­вают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитан­ные по специальной формуле, служат основой для получения ин­дексов биржевой активности — своеобразных барометров эконо­мической конъюнктуры.

Консультативное предпринимательство связано с предоставлением услуг специалистов, дающих советы по решению вопросов в своей области.

В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, менеджемент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

В странах с развитой рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультативных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по формам собственности, количеству собственников, признакам законности, составу учредителей, охвату территории, численности персонала и объему оборота; по темпам роста и уровню прибыли и др.

Рассмотрим некоторые из них:

1. По формам собственности имущество предприятия может быть: частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

2. По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.

3. По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство.

Незаконным предпринимательством в соответствии со ст. 171 УК РФ является предпринимательская деятельность без регистрации или с нарушением условий регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб (более 200 МРОТ) организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

4. По составу учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство.

5. По охвату территории предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

6. По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития; высокоприбыльные и низкорентабельные; осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса.

7. По численности всего персонала, удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое предпринимательство.

Отличительной особенностью современного российского предпринимательства является специфика законодательно определенных видов и форм его осуществления.

В России в соответствии с Гражданским кодексом создаются следующие организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К числу организационно-правовых форм предпринимательства относятся товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности следующие: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада: действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть – ограниченной ответственностью.

Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества. Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации - добровольное объединение экономически самостоятельных предприятий с целью совместного решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).

Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения лишней конкуренции между ними.

Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

1. создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.

2. обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.

3. стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.

4. обеспечивает социальную защиту и выдаёт социальные гарантии наёмным работникам путём установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.

5. принимает меры по защите прав по защите конкуренции и ограничению монополии.

6. разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.

7. организует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность (например, социальная напряженность в обществе, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, спад производства).

Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению. Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержке.

Различают следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность: экономические методы, административные методы. Административные методы используются в том случае, если экономические неэффективны или неприемлемы.

2. Предпринимательство в Исламе.

Пророк Мухаммед (с.г.в.) определенное время выполнял обязанности помощника своей будущей супруги Хадиджи. Она являлась крупным предпринимателем в сфере торговли, направляла торговые караваны далеко за пределы Аравии. Торговое и ремесленное предпринимательство процветало и в халифате, а цеховые ограничения, свойственные европейскому средневековью, в исламском мире были минимальны.

Пророк Мухаммед (с.г.в.) оставил ряд предписаний по поводу ведения предпринимательской, и в первую очередь, коммерческой деятельности. Практикой Пророка (с.г.в.) была торговля с привлечением нескольких участников, зачастую в форме аукциона. Сделка заключалась с тем лицом, которое предложило наиболее выгодные условия (Бухари, 952).

Важнейший из принципов предпринимательской деятельности требует честности от всех ее участников. В первую очередь это подразумевает обладание участниками сделки симметричной информацией о качествах товара, его изъянах, условиях оплаты. Получение выгоды от ассиметричности информации не допускается. В хадисе приведенном в сборнике Бухари (№927) приводится следующее: Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: … пока они не расстанутся друг с другом…), и если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». Здесь мы видим утверждения о том, что покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом (т.е. могут вернуть товар) и они должны быть правдивы и разъяснить (т.е. продавец должен раскрыть качества товара, а покупатель раскрыть условия и сроки оплаты).

Предмет сделки должен быть четко оговорен, что объяснено мусульманам недопустимостью музабана (Бухари, 958 и 964) и продажей того, чего не имеется в наличии – гарар (например, еще не пойманной рыбы), и того, что еще находится в утробе (Бухари, 953), несобранного урожая (Бухари, 965 и 971) и или хотя бы не поспевшего урожая (в хадисе 969 Бухари – фиников).

Приведем текст вышеуказанных хадисов.

Хадис №958 Бухари: «Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (с.г.в.) запретил (то, что называется) «музабана». «Музабана» - это продажа несобранных фиников за сухие (, которые отмеряются) мерами, и продажа изюма (, отмеряющегося) мерами за несобранный виноград».

Музабана – это бартерная сделка с ассиметричной информацией о качествах одного из обмениваемых товаров. При этом обмениваемые товары связаны тем, что один из них является сырьем для производства другого товара. К примеру, это может быть обмен несобранных фиников (т.е. их лишь приблизительно определенного количества и, в какой-то мере, качества) на определенное количество сухих фиников. Также это может быть обмен определенного количества изюма на лишь приблизительно определенное количество несобранного винограда.

В хадисе №964 Бухари говорится: Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Не продавайте несобранные финики, пока не будет ясно, что они пригодны (для еды, и не продавайте несобранные финики за сухие)».

(Кроме того) Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передавал со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что после этого посланник Аллаха (с.г.в.) разрешил продавать еще несобранные финики за свежие собранные или сушеные финики, не разрешив делать это в иных случаях. (В хадисе указывается на разрешение производить подобный обмен нуждающимся, у которых нет ни собственных пальм, ни денег, но есть только сушеные финики. Это разрешение позволяет не впасть им в крайнюю нужду, а совсем не поощряет распространение спекулятивных или неравноценных сделок).

Хадис №953 Бухари: Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (с.г.в.) запретил продавать еще не родившихся (животных), что практиковалось в эпоху джахилийи, когда человек покупал (еще не родившегося) верблюда (с условием, что он получит его), когда верблюдица его родит, а потом она рожала (, и он получал приплод).

Хадис № 965 Бухари: «Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (с.г.в.) запрещал продавать финики, пока они не созреют, и никакие из них не (должны были) продаваться иначе как за динары и дирхемы, кроме несобранных фиников, которые нуждающимся разрешалось покупать за сушеные». Т.е. в данном хадисе еще и четко прослеживается предписание использовать в торговле деньги, пресекать бартерные сделки.

Хадис № 971 Бухари: «сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил (такие виды торговли, как) «мухакаля», «мухадара», «мулямаса», «мунабаза», «музабана». В примечании объясняется, что мухакаля – это продажа зерна еще несобранного урожая. И все указанные виды сделок широко практиковались в доисламской Аравии, что приводило к возникновению всевозможных конфликтов между людьми.

При продаже любых товаров не должны взвинчиваться цены, искусственно создаваться ажиотажный спрос (Бухари, 951): Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил оседлому жителю продавать (что-либо) за бедуина и (он говорил): «Не взвинчивайте цены и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата (в Исламе) …».

Так же Пророк (с.г.в.) не приветствовал повышения звенности товародвижения (увеличения количества посредников) на пути движения продуктов питания от производителя до покупателя, что неизбежно ведет к повышению цен товаров. В сборнике Бухари (№ 943) приводится хадис, согласно которому он не позволял перекупщикам продуктов питания перепродавать его до тех пор, пока они не получат купленного полностью и там же, где они купили оптом данные продукты. В том же сборнике в хадисах 948 и 949 сообщается, что при жизни Пророка (с.г.в.) наказывали тех, кто покупал продукты питания оптом в спекулятивных целях. Приведем хадис № 948 Бухари: «Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как при жизни Пророка (с.г.в.) били (подвергали наказанию по велению Пророка) тех, кто покупал продукты питания, не отмеряя их (оптом, не отмеряя и не взвешивая), если же они продавали (купленную еду там же), не доставив ее (сначала для продажи в другое место)». Т.е. хотя одной из функций оптовых торговых организаций является принятие на себя риска, однако подчеркивается важность таких функций торговли, как транспортировка, доработка товара и т.д.

В хадисе №957 Бухари Пророк (с.г.в.) прямо запретил вмешиваться в торговые дела друг друга (вынуждая одного из участников заключенной сделки отказаться от нее в ущерб тому, с кем он ее заключил) и быть ненужными посредниками в торговле, что ведет только к повышения цен и не доставляет потребителям никакой дополнительной пользы.

Также Пророк (с.г.в.) оставил ряд предписаний о недопустимости заключения коммерческих сделок в отношении ряда товаров (собак, опьяняющих веществ и др.) и услуг (прорицателей, блудниц и др.). Часть ограничений приведена в хадисах 978, 988 Бухари.

Хадис №978 Бухари содержит следующее: «Передают со слов Абу Масуда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.г.в.) запретил (брать) деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, получаемые прорицателем».

Хадис №978 Бухари содержит следующее: «Сообщается, что Абдуллах Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк (с.г.в.) запретил (брать деньги) за использование самцов животных для спаривания».

При ведении коммерческой деятельности недопустимым является риба. В хадисе 962 Бухари Пророк (с.г.в.) определил ее сущность как отсрочку: «…(Ибн Аббас) сказал: «Я ничего подобного не утверждаю, а (кроме того), вы знаете о посланнике Аллаха (с.г.в.) больше, чем я, но Усама сообщил мне, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Суть ростовщичества только в отсрочке и состоит». Имеется в виду ситуация, когда продается, к примеру, одно количество золота сегодня за большее количество золота, но уже в будущем. В хадисах Бухари 950, 959, 960, 961 и ряде других указывается, что допустим обмен в равных количествах золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень и т.д. И критерием того, является ли сделка связана с риба или нет, выступает равенство не формальных параметров, а равенство объемов реализуемого товара именно в натуральном выражении.

Приведем текст хадиса №961 Бухари: «Передают со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Не продавайте золото за золото, если только подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (продавайте) меньшего его количества за большее и наоборот, и не продавайте серебра за серебро, если только подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (продавайте) меньшего его количества за большее и наоборот, и не продавайте (ни золота, ни серебра), не имеющегося в наличии за то, что в наличии имеется».

При этом Пророк (с.г.в.) разрешил получение платы за предоставление услуг, связанных с перемещением денег, как это описано в хадисе №992 Бухари: «Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - (Однажды) Пророк (с.г.в.) сказал (мне) «Если бы доставили деньги из Бахрейна, я дал бы тебе то-то, то-то и то-то», (однако) при жизни пророка (с.г.в.) денег из Бахрейна больше не привозили, а когда их доставили, по велению Абу Бакра (было объявлено) «Пусть придет к нам тот, кому пророк (с.г.в.) обещал что-нибудь (или: … тот, кому пророк (с.г.в. остался должен)». Тогда я пришел к (Абу Бакру) и сказал: «Поистине, пророк (с.г.в.) обещал (дать) мне то-то и то-то», и он отсыпал мне пригоршню (монет). Я пересчитал (эти монеты), и оказалось, что их было пятьсот (штук, после чего) он сказал (мне): «Возьми еще два раза по столько».

Исламское право признает в качестве основных форм ведения бизнеса два вида партнерств: мудараба и мушарака. В обоих случаях происходит объединение ресурсов, которыми обладают их собственники, с целью предпринимательской деятельности. По условиям мударабы одна сторона – собственник имущества (рабб аль-маль) предоставляет капитал или иное имущество (товары и другое), а другая сторона называется предпринимателем или управляющим этим имуществом (мудариб) и обязуется использовать это имущество (капитал) в предпринимательских целях. Прибыль от предпринимательской деятельности распределяется между участниками мударабы в первоначально оговоренных пропорциях. Если же предприятие оказалось убыточным, то убытки несет собственник капитала (рабб аль-маль), а мудариб (предприниматель) при этом ничего не получает за свои усилия.

Мушарака является договором партнерства между несколькими сторонами. Они совместно организуют свою деятельность и участвуют в ней капиталом, другим имуществом, трудом, деловыми связями или даже репутацией. Прибыль между партнерами может распределяться согласно изначальной договоренности, а убытки обязательно будут распределяться согласно вкладу каждого участника договора мушарака. Данная форма не имеет ограничений по участию в управлении общими делами, участники совместно несут ответственность по обязательствам.

Мудараба и мушарака имеют следующие преимущества по сравнению с взаимоотношениями предпринимателя и финансиста в лице коммерческого банка:

– они позволяют предпринимателям разделить риски с собственниками финансовых ресурсов или другими предпринимателями, что позволяет сохранить на высоком уровне предпринимательскую активность, а также повысить ее стабильность и эффективность, при этом как предприниматели, так и собственники сотрудничают как равные партнеры;

– разделение риска, а также прибылей и убытков позволяет установить более справедливое распределение доходов между участниками партнерства, в нем нет привилегированной и подчиненной стороны ни в условиях получения прибыли, ни в условиях образований убытков;

– участники партнерства разделяют общую заинтересованность в успешности и результативности предпринимательской деятельности, следовательно, финансист не будет стремиться вогнать заемщика в долговую яму с целью захвата его бизнеса, что часто встречается при взаимоотношениях предприятий с банками;

– т.к. доход финансиста или иного партнера-предпринимателя зависит от результатов деятельности, а не от обеспеченности залогом, то при анализе и оценке возможного партнера и его бизнеса, финансист в первую очередь будет оценивать не текущее состояние и платежеспособность субъектов хозяйствования, а перспективность и будущие результаты бизнеса.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие прибыли в концепциях различных экономических школ.

2. Раскройте основные проблемы развития предпринимательства в современной России.

3. Существует ли в российском предпринимательском сообществе определенный кодекс поведения, есть ли необходимость в его создании?

4. Должно ли исламское государство иметь систему мер по развитию предпринимательства? Чем это может быть обосновано?

5. Проводят ли предприятия и организации собственную социальную политику? Чем это вызвано?

6. Какие проблемы существуют при финансовом обеспечении социальных гарантий в современном мире?

7. Какие факторы влияют на величину предпринимательского дохода?

8. Что означает рыночная справедливость при формировании доходов различных групп населения?

9. Какие показатели успешности деятельности предпринимателя существуют в рыночной экономике? Раскройте их смысл. Есть ли показатели эффективности предпринимательской деятельности в исламской экономике?

10. Можно ли рассматривать прибыль предпринимателя как заработную плату за выполнение им своеобразных функций?

11. Какова доля прибыли в совокупных доходах населения?

12. Какие основные формы развития предпринимательства существуют?

13. Какие меры должно осуществлять правительство в целях повышения самозанятости населения?

14. Что такое страхование от безработицы и кем оно должно осуществляться?

15. Какова роль предпринимателя в развитии науки, образования, социальной сферы?

Темы рефератов

1. Мусульманское предпринимательство в современной России.

2. Роль мусульманского предпринимательства в мировой экономике.

3. Татарское предпринимательство в царской России.

4. Сферы приложения капиталов татарской буржуазии.

5. Благотворительная деятельность татарских купцов 18-19 веков.

6. Развитие татарского промышленного предпринимательства в Поволжье.

Тесты

1. Норма прибыли представляет собой отношение:

 прибыли к переменному капиталу

 прибавочной стоимости к постоянному капиталу

 прибыли к авансированному капиталу

 переменного капитала к постоянному

 прибыли к сумме основного и оборотного капитала

2. Прибавочная стоимость – это:

 дополнительная единица блага, ведущая к более полному насыщению потребности

 часть дохода работника

 стоимость, созданная работником и превышающая стоимость его рабочей силы

 стоимость, переносимая постоянным капиталом на создаваемый продукт

 стоимость, созданная работником в прибавочное время

3. Бухгалтерская прибыль равна:

 разности между валовым доходом и внутренними издержками

 разности между общей выручкой и амортизацией

 разности между внешними издержками и нормальной прибылью

 разности между валовым доходом и внешними издержками

 сумме внутренних издержек и экономической прибыли

4. Альтернативные издержки производства блага измеряются:

 ценностью тех благ, которыми приходится жертвовать при использовании ресурсов для получения данного блага

 полезностью тех товаров, которые можно было бы получить при использовании затраченных на них ресурсов

 затратами труда на данное благо

 затратами труда на товар-заменитель

 затратами труда и капитала на аналогичное благо

5. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской прибыли на величину:

 нормальной прибыли, если остальные внутренние издержки равны нулю

 внешних издержек

 внутренних издержек

 постоянных издержек

 переменных издержек

6. Постоянные издержки это все затраты, кроме:

 амортизации

 ренты

 процента

 заработной платы

 административно-управленческих расходов

 затрат на сырье и материалы

7. Переменные издержки это затраты, изменяющие свою величину под воздействием…

 увеличения объема продаж

 изменения объема производимой продукции

 роста налогов

 наращивания основного капитала

 роста амортизационных отчислений

8. Переменные издержки включают все затраты, кроме:

 заработной платы

 расходов на сырье и материалы

 амортизации

 платы за электроэнергию

 рентных платежей

9. Затраты на производство единицы продукции представляют собой…

 общие издержки

 средние издержки

 средний доход

 полные переменные издержки

 предельные издержки

10. В долгосрочном периоде какие из перечисленных видов издержек отсутствуют…

 постоянные издержки

 переменные издержки

 общие издержки

 издержки обращения

11. Действительные издержки производства соответствуют:

 затратам факторов производства

 общественно необходимым затратам труда в физиологической их трактовке

 общественно необходимым затратам труда в социальном их содержании

 предельным издержкам производства

 альтернативным издержкам производства

Литература

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. 10-е изд., доп. и перераб. – М: Омега-Л, 2009. - 732с.

2. Журавлева Г.П. Экономическая теория (микроэкономика): Учебник. – 3-е из., перераб. и доп. – 2010. – 934 с.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007. - 400с.

4. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. - М.: Вильяме, 2005.-544с.

5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Николаевой И.П. - М.: КноРус, 2009.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПБ: Изд-во «Питер», 2010.

7. Экономика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чегелевой. – М.: изд-во «Экзамен», 2007. - 597с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: