Для того, чтобы рационально организовать работу по написанию курсовой работы, целенаправленно работать с литературой, подбирать методы и методики эмпирического исследования, необходимо определить основные методологические характеристики исследования. Во-первых, следует определить цель исследования и цель конкретизировать в задачах; во-вторых, определить предмет и объект исследования и выдвинуть гипотезу собственного исследования; в третьих, определить методы и методики исследовании и методы обработки данных. Если в работе ставится цель установить связь или зависимость между психологическими явлениями, то следует определиться, какая переменная является зависимой, а что является независимой переменной в эмпирических измерениях.
После того, как сформулировали цель, и конкретизировали ее в задачах, на наш взгляд, очень удобно использовать такую схему, с которой вытекает вся логика собственного исследования.
Обратимся к примеру. Например, тема курсовой работы по педагогической психологии «Взаимосвязь тревожности младшего школьника с его школьной успеваемостью». Целью данной работы, может быть – выявить наличие взаимосвязи между тревожностью младших школьников и их школьной успеваемостью. Чтобы точнее определить дальнейшие действия обратимся к следующей таблице. В первом столбике формулируем задачи эмпирического исследования, во втором столбике определим методы, которые позволяют решить данные задачи. В третьем столбике формулируем частные гипотезы, которые позволяют выдвинуть общую гипотезу исследования. В нашем примере, общей гипотезой может быть предположение о том, что дети со средним уровнем тревожности будут более успешными в учебной деятельности. Данная схема позволяет определить предмет исследования - в нашем примере - взаимосвязь между тревожностью младших школьников и их школьной успеваемостью, а объектом исследования является состояние тревожности младшего школьника в процессе обучения в школе.
|
|
Таблица 1. Схема проведения эмпирического исследования.
Задачи | Методы | Ожидаемые результаты |
1. Выявить уровень тревожности младших школьников | Тест Филипса | Выявим уровень тревожности младших школьников |
2. Определить школьную успеваемость испытуемых | Анализ документов (классных журналов) | Определим успеваемость испытуемых |
3. Выявить наличие взаимосвязи между тревожностью школьников и их успеваемостью | Хи-квадрат критерий и коэффициент Фишера | Выявим наличие взаимосвязи на статистическом уровне между тревожностью испытуемых и их школьной успеваемостью |
Приведенная схема позволяет более четко структурировать курсовую работу. Задачи позволяют определить содержание теоретической и эмпирической глав курсовой работы.