Высшим этапом атомистического материализма была философия ЭПИКУРА (341—270 до н. э.), явившаяся завершением материалистических воззрений Древней Греции. В 306 до н. э. в Афинах он обосновал философскую школу.
Философию Эпикур делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику.
В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Все существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов, т.е., возрождая атомизм Демокрита, он внес в него оригинальные изменения, высказал гениальные догадки, подтвержденные дальнейшим развитием науки.
«Вселенная состоит из тел и пространства, в числе тел одни есть соединения, а другие — то, из чего состоят соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы. Вселенная безгранична», — говорил Эпикур. В его воззрениях прослеживается связь со взглядами Демокрита, Гераклита, Аристотеля. Философские представления Эпикура о безграничности Вселенной лежат в основе его понимания жизни как безграничного явления.
Основой познания Эпикур признавал ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности. Ошибки возникают из истолкования ощущений.
|
|
Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Он признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространстве между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Он также признавал вечность материи, обладающей внутренним источником движения.
Девиз Эпикура: «Живи уединенно». Цель жизни, по Эпикуру, — это отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежное состояние духа.
Для достижения счастья следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы, которое освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа.
ЛУКРЕЦИЙ(99—55 до н. э.). В своем произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. О сновные положения материализма:
■ в мире нет ничего, кроме вечно существующей, движущейся материи, состоящей из мелких, неделимых частей — атомов;
■ Вселенная бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих;
■ из ничего не творится ничто по божественной воле.
Все разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов.
|
|
Лукреций стоял на позициях познаваемости материального мира. Источником познания внешнего мира является чувственное восприятие. Будучи разнообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т.д.), атомы воздействуют на органы чувств, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.
Лукреций в поэме «О природе вещей», которая несколько раз издавалась на русском языке, большое внимание уделял описанию явлений природы: грому, молнии, дождю и т.д.
Атомизм Лукреция содействовал распространению науки и оказывал огромное влияние на ее последующее развитие.
Кроме вышеизложенного Лукреций высказал ряд собственных оригинальных идей:
■раз Вселенная безгранична, значит, жизнь существует не только на Земле, но и в других мирах;
■признавал естественное происхождение живых существ, хотя считал, что все состоит из атомов:
■считал, что жизнестойкие организмы формируются не сразу, а проходят через стадии уродливых превращений, тем самым закладывал основу эволюционных воззрений на живую природу.