Теория менеджмента – предмет международного изучения, проведения международных исследований и разработок.
В настоящее время менеджмент приобретает все более интернациональный характер. Этот процесс сопровождается огромной ролью корпораций в мире, а также распространением менеджмента на новые страны (в частности в России).
Нельзя слепо, «механически» переносить «чужой» опыт менеджмента, необходимо адаптировать эти знания к специфическим условиям стран, куда переносится данный опыт, к таким как социально-экономические, культурно-исторические условия страны, менталитет.
Мировая конкуренция стала направлением жизни. Изменения в технологии, международных связях, в практике бизнеса заставляют менеджеров повысить внимание к некоторым подходам и процессам, которые характеризуют современный менеджмент:
1. Это такие процессы как «глобализация», «интернационализация», «международный менеджмент».
В последнее время возросло внимание к глобальным проблемам общества, бороться с которыми приходится всему миру сообща. Это такие проблемы, как: экологическая обстановка в мире и связанные с ней проблемы, международная безопасность, природные явления и катастрофы, социальные проблемы: проблемы образования и здравоохранения, а также проблемы, которые несет в себе глобальная сеть связи Internet.
|
|
2. Информационные технологии и новые средства коммуникаций.
В последнее время все чаще используется термин «виртуальное управление», появление которого связано с использованием новых информационных технологий и средств коммуникаций.
В 90-е годы основное внимание обращается на человеческий и социальный аспект управления. Организация рассматривается, как живой организм, в центре которого стоит человек.
3. Огромное влияние с середины 80-х годов уделяется организационной культуре, поэтому рассматривается новая роль менеджеров по созданию для самореализации.
Современное общество вступило в эпоху информационной (постиндустриальной) цивилизации. Человек все больше ценит духовную сторону жизни, а не материальную. Поэтому к организационной культуре предъявляются высокие требования. Цель корпорации совпадает с целью корпоративной культуры, т.к. определенное состояние составляющих корпоративной культуры выступает мотивами для стимулирования работников, которые в результате приводят к увеличению прибыли организации.
Культура очень важна для организации, так как деятельность работающих в ней людей по распределению ценностей, убеждений, веры могут иметь важное влияние на эффективность организации.
Организационная культура может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на эффективность организации.
|
|
В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие «болезни», как:
- спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, по результатам продаж;
- уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
- отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев;
- нет практики ротации руководителей внутри организации. Не развивается школа руководящего резерва;
- не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.
Особенности российского менеджмента определяются:
- чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
- культурной средой, особенностями общественного сознания и т.п.
Характерные черты современного менеджмента.
Традиционное определение менеджмента «управлять – это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками, которой являются:
4) современный менеджмент приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента: маркетинговый, инновационный, бюджетный, стратегический и др.
5) появление ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный, творческий процесс развития и использования индивидуальных ресурсов менеджера и персонала организации, влияние менеджера на имидж организации.
6) нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели
7) внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, процессу
8) качественно новый вид децентрализации управления, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития
9) новые интеллектуальные факторы современного управления, изменяющие уровень квалификации кадров менеджеров, использование высоких информационных технологий и технических средств (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, ИНТЕРНЕТ)
10) фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.
Контрольные вопросы:
1) Охарактеризуйте показатели эффективности управления.
2) Каковы тенденции современного международного менеджмента?
3) Каковы особенности развития менеджмента в России?
4) Каковы современная значимость, воздействие идей классических авторов на проблемы и практику нашей современной работы?