Показатели
| Традиционные войны
| «Бесконтактные» войны
|
Формула достижения победы
| Разгром и уничтожение противника, захват его территории, разрушение или существенное ослабление экономического потенциала и свержение политического строя
| Резкое снижение сопротивляемости государства за счет широкомасштабного поражения основных элементов его военной и гражданской инфраструктуры в короткие сроки
|
Основной способ достижения победы
| Совокупность успехов последовательных операций и боевых действий различного масштаба при ведущей роли Сухопутных войск
| Массированное применение авиации «Стелс» и дальнобойных высокоточных крылатых ракет с разрушением важнейших элементов систем военного и государственного управления, ПВО и жизненно важных экономических объектов
|
Продолжительность
| Как правило, длительные
| Кратковременные
|
Потери
| Существенные потери в живой силе
| Ограниченные потери в живой силе
|
Доля Сухопутных войск
| Наибольшая
| Наименьшая
|
ПЕРВЫЙ ЭТАП:
Превентивная дипломатия - политическая деятельность различных институтов ООН, направленная на выявление регионов потенциальных конфликтов и предупреждение вспышек военных действий.
Осуществляется в форме миссий по выявлению фактического положения дел, консультаций, инспекций, и др. мероприятий, т.е. определение условий, при которых возможен мир
|
ВТОРОЙ ЭТАП:
Миротворческая деятельность - дипломатическая деятельность, проводимая после начала конфликта с целью его мирного урегулирования. Направлена на устранение недостатков в социальной, экономической, гуманитарной, экологической, и др. сферах, которые затронуты конфликтом. Осуществляется в форме консультативных услуг, переговоров, посредничества, оказания содействия процессу развития примирения. Утверждение Генеральной Ассамблеей ООН мандата миссии по поддержанию мира. Срок действия - полгода, при необходимости продлевается
|
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАППостконфликтная деятельность - продолжение дипломатической деятельности, направленной на поиск и поддержку структур, способных укрепить мир во избежание возобновления конфликта, в том числе содействие цивилизованному построению демократических основ государственности, национальному примирению и возрождению. Миротворческая миссия фактически исчерпала свой мандат, воинский контингент выводится из зоны конфликта
|
10.21. Этапы развития операции по поддержанию мира в зоне конфликта.
ТРЕТИЙ ЭТАП:
Поддержание мира - обеспечение стабильной внешне и внутриполитической обстановки в зоне конфликта, урегулирование спорных проблем политическими методами, выполнение предварительных договоренностей о перемирии. Осуществляется: ввод и развертывание миссии по поддержанию мира, ее воинских контингентов, полицейских подразделений, гражданских специалистов и частей обеспечения
|
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: Разрешение конфликта - заключение дополнительных соглашений по всем спорным проблемам с целью достижения всеобъемлющего согласия конфликтующих сторон и необратимости миротворческого процесса.
Достигается - путем дальнейших переговоров и использованием всех доступных рычагов деятельности миссии по поддержанию мира. Принятие Советом Безопасности ООН решения об аннулировании или продлении миротворческого мандата. С аннулированием мандата осуществляется вывод миссии
|
ПРЕДПОСЫЛКИ УСТРАНЕНИЯ ВОЙН ИЗ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
|
10.22. Предпосылки устранения войн из жизни общества
Снижение эффективности войны в достижении политических целей
|
Возможность превращения знаний о пагубности последствий войны в убеждения
|
Осознание трагичности социальных последствий войны
|
Стремление к объединению усилий против военной опасности
|
Наличие международного военного гумнитарного права
|
Наличие договоренностей по уничтожению некоторых видов ядерного оружия и запрещению их производства
|
Возможность перелива капиталов из ВПК в науко- и капиталоемкие производства
|
В области международных отношений и права:
- повышение ответственности за преступления против человечности, за развязывание войн;
- совершенствование механизма применения международного гуманитарного права;
совершенствование системы невоенных форм принуждения к миру
|
В области духовной жизни:
- формирование оборонного сознания;
- распространение знаний о войне;
- активизация народов в борьбе за мир против войны
|
В области военной экономики:
- продолжение начавшегося процесса сокращения производства и уничтожения ракетно-ядерного оружия;
- запрещение разработки и производства оружия, основанного на новых принципах;
- постоянное сокращение и постепенное уничтожение мирового рынка вооружений;
- обязать государства выделять средства на укрепление мира
|
В области военной экономики:
- создание экономических основ ненасильственного мира;
- разработка и принятие программ всеобщего и полного разоружения
|
Важнейшие задачи по созданию ненасильственного мира
|
10.23. Важнейшие задачи по созданию ненасильственного мира
В области духовной жизни:
- изменение философии жизни;
- совершенствование человеческих ценностей и развитие потребностей;
- дальнейшее развитие общественной науки;
- углубление и расширение исследований проблем военной конфликтологии
|
В области международных отношений:
- выработка общеприемлемых принципов поведения в отношениях между народами;
- развитие и укрепление принципа демократизма в отношениях между народами;
- выработка программ разрешения совместными усилиями государств глобальных проблем современности
|
10.24. Военная мощь государства
Военная
Функциональные
возможности
(состояния)
|
Готовность населения к защите Отечества
|
Готовность страны к войне
|
Реальные возможности (факторы)
|
Оборонный потенциал (обороноспособность)
|
Потенциальная военная помощь
|
Потенциальные возможности
|
мощь
Военный потенциал:выражает способность государства содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боевую мощь, пополнять обученными кадрами, снабжать современной техникой и всеми видами довольствия как в мирное время, так и в период ведения войны
|
10.25. Структура военной мощи государства
Боевая мощь ВС:
-техническая оснащенность,
-боевая выучка,
-высокий моральный дух
|
Возможности других военных организаций
|
Военно-мобилизационные
возможности страны
|
e QTha3R8Mv/peHSrvdDBnbq0YEbIgjj2KEGV5BsITeRLmIA4IaZxmIKtS/v+h+gEAAP//AwBQSwEC LQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNd LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBdtuCwJgIAAEkEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJv RG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAlZ+T+4AAAAAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAIAEAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAjQUAAAAA ">
Политико-правовой потенциал
|