Являясь основным инструментом формирования и регулирования бюджетных отношений, налоги могут выполнять как позитивную, так и негативную роль.
Позитивная роль налогов может быть в том случае, если уровень изымаемых налогов, формирующих бюджет, не ущемляют интересы налогоплательщиков, создают благоприятные условия для развития производства.
Оптимальное решение этой задачи зависит от многих объективных и субъективных факторов.
В реальной экономической жизни налогообложение отражает уровень экономической и политической зрелости общества. В то же время налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики государства, сложившейся на конкретном этапе.
Противоречия между государством и налогоплательщиками особенно обостряются в условиях экономических и политических кризисов.
Поэтому основной задачей законодателей в сфере налогообложения является установление такого режима, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал бы необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
В этой связи, для оценки уровня соотношений совокупного национального дохода и изымаемой части его в виде налогов используется такая экономическая категория (показатель) как «налоговое бремя» (налоговый гнёт).
Налоговое бремя определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к определяющему фактору (совокупному национальному продукту или совокупному национальному доходу).
Применительно к конкретному налогоплательщику уровень налогового бремени определяется как отношение суммы налоговых платежей к валовой выручке от продажи продукции (работ и услуг), включая и прочую реализацию.
Предельная точка налогового бремени учеными не установлена. Однако ученый мир единодушно считает, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительнее и динамичнее развивается экономика государства. Чем меньше налоговая нагрузка на предприятие, тем больше возможности для его развития.
Зависимость между усилением налогового бремени и суммой поступающих в казну налогов в начале второй половины 20-го века вывел профессор А. Лаффер, построивший свою знаменитую «кривую Лаффера» и доказавший, что увеличение налоговых ставок только до определённого «предела» способствует росту налоговых поступлений. При достижении его, налоговые поступления начинают замедляться, а при повышении – начинается снижение доходов бюджета и даже резкое падение. Более того, в таких случаях происходит и увод экономики в тень.
Именно Лаффер доказал, что если изъятие дохода у налогоплательщика превышает 30-40%, то сокращается возможность сбережения средств, прекращаются инвестиции, ликвидируются стимулы предпринимательской инициативы и расширения производства.
По мнению А. Лаффера, изъятие налоговых платежей не должно превышать 30% дохода налогоплательщиков. Если такие превышения происходят, то государство должно брать на себя решение проблем экономического и социального характера.
В целях формирования социальной политики государства важнейшую роль играют такие показатели как налоговое бремя на население, на его отдельные социальные группы, а также налоговое бремя отдельного работника.
Уровень налогового бремени на население определяется по формуле:
Бр = Н: ЧН / Д: ЧН, где
Бр – уровень налогового бремени,
Н – все уплачиваемые населением налоги, включая косвенные,
ЧН – численность населения страны,
Д – сумма полученных населением доходов.
Для более углубленного анализа налоговых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством используются показатели налогового бремени по отношению к полученной расчетной и чистой прибыли, а также отношение налоговых платежей предприятия к создаваемой им добавленной стоимости.
Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих факторов применяется показатель «коэффициент эластичности», который рассматривается как соотношение прироста налоговых платежей к приросту определяющего фактора:
Э = Х0 / Х: V0 / V, где
Э – коэффициент эластичности;
Х0 – прирост налоговых поступлений;
Х – начальный уровень поступлений;
V0 - прирост определяющего фактора;
V - начальный уровень определяющего фактора.
Коэффициент эластичности может быть больше, равен или меньше единицы. Если значение равно единице, то доля налоговых платежей в определяющем факторе остается стабильной, больше единицы – значит налоговые платежи растут быстрее, чем развивается производство (ВОП), меньше единицы - производство опережает рост налоговых платежей.
Эти показатели необходимы при рассмотрении экономического положения и принятии решений, связанных с регулированием налоговых отношений и экономики.
Любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует определенные направления, которые формируют соответствующую политику – экономическую, социальную, международную и т.д. В процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые воплощаются в финансовой и налоговой политике.
Налоговая политика представляет собой систему мер, осуществляемых государством по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, решения экономических и социальных задач, формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Проводимые экономические и налоговые реформы призваны стимулировать формирование эффективного рыночного механизма, что и является главным направлением налоговой политики на современном этапе.
Для успешной реализации вопросов, стоящих перед налоговой политикой, следует использовать интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы через социальные, инвестиционные и инновационные рычаги.
В своей основе налоговая политика имеет два направления:
- с расчетом на перспективу (налоговая стратегия);
- обеспечение текущего момента (налоговая тактика).
Стратегия и тактика неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов.