Вопрос 1. Сущность налогового контроля

Налоговый контроль характеризуется следующими признаками:

- Налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен этим государством определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

- Налоговый контроль выступает видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов

- Налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля, т.е. налоговый контроль осуществляют только те органы которые специально уполномочены на это.

Налоговый контроль состоит из следующих элементов:

- что проверяют, обозначает субъект контроля;

- кого проверяют – объект контроля;

- что проверяется – предмет контроля;

- для чего проверяется – цель контроля;

- как проверяется – методы контроля

Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок.

Объектами налогового контроля являются лица, на которые налоговым законодательством возложены юридические обязанности.

Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.

Целью налогового контроля является:

- выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;

- выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности;

- устранение нарушений налогового законодательства;

- защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки;

- предупреждение нарушений налогового законодательства.

Налоговый контроль можно классифицировать по различным основаниям:

1. По форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на:

  1. непосредственный контроль
  2. опосредованный контроль

Непосредственный налоговый контроль характеризуется тем, что проверка ведется на самом объекте контроля и проверяющие изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету.

Опосредованный налоговый контроль характеризуется тем, что субъект контроля и объект контроля не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер и проверяющие лица имеют дело с отчетной документацией.

2. По времени своего осуществления налоговый контроль подразделяется на:

1. предварительный

  1. текущий
  2. последующий.

Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля состоит в том, чтобы не допустить нарушений налоговой дисциплины.

Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной. Задача текущего контроля состоит в том, чтобы пресечь нарушение налоговой дисциплины.

Последующий налоговый контроль осуществляется после истечения срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность выполнена.

3. Налоговый контроль может носить внутренний или внешний характер.

1.Внутренний контроль – это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы. (Вышестоящая организация проверяет свои структурные подразделения).

2.Внешний контроль - осуществляется в отношении организационно неподчиненных субъектов.

Вопрос 2. Учет налогоплательщиков в налого­вых органах.

Регистрационный учет налогоплательщиков в органах налоговой службы является основой налогового контроля, так как в результате регистрационного учета органы налоговой службы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их местонахождении.

Налоговый Кодекс достаточно подробно регламентирует основания, место, сроки и порядок постановки на регистрационный учет налогоплательщиков в налоговом органе. При этом регистрационный учет предусматривает:

- государственную регистрацию;

- регистрационный учет.

Государственная регистрация налогоплательщиков – присвоение регистрационного номера и внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков.

Государственная регистрация налогоплательщиков производится при первичной постановке их на регистрационный учет, при этом налогоплательщику выдается документ о присвоении регистрационного номера, являющегося бланком строгой отчетности, и вносятся сведения о нем в Государственный реестр налогоплательщиков. В результате регистрации налогоплательщику присваивается уполномоченным государственным органом единый по всей территории регистрационный номер налогоплательщика – ИНН с выдачей ему свидетельства установленного образца.

Регистрационный учет – постановка на учет в соответствующем налоговом органе налогоплательщика, в результате которого фиксируется местонахождение налогоплательщика, принадлежность ему объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также регистрация текущих изменений учетных характеристик налогоплательщика.

Таким образом, регистрационный учет налогоплательщиков осуществляется по местонахождению, местожительству налогоплательщика, по месту осуществления деятельности, а также по местонахождению объектов налогообложения.

Для регистрации налогоплательщик подает заявление в установленные Налоговым Кодексом сроки. Регистрационный учет производится без изменения ранее присвоенного ИНН. Налоговый орган осуществляет постановку на регистрационный учет в течение двух рабочих дней с момента получения заявления.

В Налоговом Кодексе установлена обязанность налогоплательщика по указанию своего ИНН во всех представляемых налогоплательщиком документах налоговой отчетности расчетах, текущих платежей, декларациях, заявлениях, и т.д.). Вместе с тем налоговый орган также контролирует открытие налогоплательщику (кроме физических лиц-нерезидентов и иностранных банков – корреспондентов) банковских счетов с учетом ИНН. При этом банк и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций не должны проводить операции по банковским счетам без проставления ИНН в платежных документах, за исключением векселя и платежных документов, на основании которых производятся прием и выдача банком наличных денег с банковских счетов физических лиц-нерезидентов.

Для осуществления контроля над налогоплательщиками за их объектами налогообложения т объектов, связанных с налогообложением, и отражением их в налоговой отчетности, которое влияет на исчисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый кодекс предусмотрел взаимодействие органов налоговой службы со следующими уполномоченными органами:

- осуществляющими государственную регистрацию, перерегистрацию и ликвидацию юридических лиц;

- статистики;

- осуществляющими учет и (или) регистрацию объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

- выдающими лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера;

- осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства

- осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;

-осуществляющими совершение нотариальных действий;

- опеки и попечительства;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: