Учащегося и классного коллектива

К основным методам изучения личности учащегося и классного коллектива относятся наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), метод экспертной оценки, тестирование, социометрия.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.

Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения. Наблюдение может быть сплошным или выборочным (с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников). На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. При организации наблюдения должен быть заранее намечен его объект, поставлена цель, составлен план. Объектом наблюдения служит процесс деятельности педагогов и учащихся, о ходе и результате которого судят не только по действиям, поступкам, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоциональным реакциям, волевым усилиям участников. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях; уровень и динамику интереса к предмету, способы взаимопомощи в коллективной работе, соотношение информационной и развивающей функций преподавания и т.д. Заранее планируется последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых многогранных связях и проявлениях. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами.

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на предварительно продуманные вопросы. Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности учащегося, класса, группы, коллектива. Беседа происходит в форме личного общения по специально составленной программе. В беседе помимо выявления опыта и точек зрения возможны обсуждения, споры, элементы дискуссии. Её проведение требует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощённости эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Например, необходимо выбрать место, которое позволило бы собеседнику чувствовать себя свободнее и раскованнее. Беседу целесообразнее начинать с тем, интересных собеседнику. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные с помощью других методов.

Опрос. Метод опроса используется в двух основных формах: устной (интервью) и письменной (анкетирование).

Интервью – это разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения испытуемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы. В отличие от беседы, в которой собеседники равноправны и все должны высказать свои мнения, здесь исследователя интересует мнение только одного лица. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер всё время должен помнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. При проведении интервью необходим доверительный контакт, однако, исследователю следует сохранять нейтральную позицию и стараться не демонстрировать своё отношение ни к содержанию вопросов и ответов, ни к собеседнику. Интервью может использоваться для получения сведений не только о самом опрашиваемом, который знает об этом, но и о других людях и событиях.

Анкетирование – это разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса – в живом контакте исследователя и испытуемых, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, быстром определении достоверности и полноты ответов. Сильные стороны письменного опроса – в возможности охватить большое количество опрашиваемых, выявить массовые явления. Слабой стороной интервью и беседы оказываются возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц. Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с респондентами, что не всегда обеспечивает исчерпывающие и откровенные ответы. Во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы; выделяются признаки, позволяющие сделать вывод об искренности и достоверности ответов. К числу таких признаков в интервью относят поведение опрашиваемых (например, заинтересованные, активные ответы, или, напротив, желание уйти от ответа, невольные паузы), особенности мимики и жестикуляции, эмоциональные реакции человека.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная и чёткая постановка вопросов. Более результативными являются косвенные вопросы (например, «Назови более авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом»).

Исследовательская цель и непосредственная тема опроса могут не совпадать. Об интересе к определённой сфере деятельности можно судить, выяснив названия прочитанных школьниками книг, их осведомлённость о новейших достижениях науки и техники, установив, какие факультативы, кружки, секции, студии они посещают, как используют свободное время.

Вопросы и анкеты могут быть открытого типа (ответ формулируется самим опрашиваемым), полузакрытого типа (ответ выбирается из предложенных вариантов или предлагается собственный), закрытого типа (выбирается один из предложенных готовых ответов). Вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них.

Анализ продуктов деятельности («архивный метод», праксиметрический метод) – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, заметки, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности (сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки, модели и др.).

Метод позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности учащегося к определённым видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Эти сведения позволяют исследователю сделать вывод о добросовестности, целеустремлённости, инициативности и творческом потенциале испытуемого, то есть о сдвигах в развитии его личности.

Метод экспертных оценок (экспертное оценивание) – это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать окружающее.

Совпадение оценок даёт основание предполагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки дают повод к выявлению качеств объекта, может быть скрытых и проявляющихся только в определённых условиях, видах деятельности, отношениях. Такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, найти выход из непростых педагогических ситуаций. Если, например, у равнодушного, неорганизованного, недисциплинированного в школе и семье ученика вдруг в спорте или в игре обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность, то возникает предположение, что эти качества при надлежащих условиях могут проявиться и развиваться в учебной работе, в отношениях в семье и школе.

В качестве экспертов могут выступать учителя, родители, классный руководитель, представители администрации, психолог, социальный педагог, руководители секций и кружков.

Объектом оценивания могут быть личность ребёнка, отношения со сверстниками и взрослыми, отношение к деятельности (учёбе, труду, спорту и т.д.).

Метод тестов (тестирование) – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определённым нормам путём анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику. Она показывает меру выраженности исследуемой особенности у личности. Проведение тестирования и интерпретация полученных результатов должны осуществляться в соответствии со следующими правилами:

- информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

- ознакомление испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

- обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми;

- сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

- соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации их результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

- предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение её конфиденциальности;

- ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу информации с учётом принципа «Не навреди!».

Выделяют несколько типов тестов, каждому из которых соответствует специальная процедура:

а) тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и др.);

б) тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений, навыков (например, зачётные и экзаменационные задания);

в) личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых (уровня тревожности, самооценки, темперамента, черт характера);

г) проективные тесты направлены на выявление установок, неосознаваемых потребностей и побуждений, страхов и т.п. (рисуночные тесты, интерпретация изображений, фигур и др.). В основе таких тестов лежит механизм «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний. Применение этих тестов требует от исследователя специальной профессиональной психологической подготовки, психодиагностического опыта.

Социометрическая методика представляет собой способ выявления межличностных взаимоотношений в группах и технику фиксирования эмоциональных предпочтений. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий и антипатий между членами группы, которые могут сами не осознавать этих отношений и не давать себе отчёта в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены, однако социометрия фиксирует лишь внешнюю сторону межличностных отношений в группе, не раскрывая природу предпочтений (Прил. 5.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: