Первые попытки (Т.Лер-Сплавинский, 1946; Б.Горнунг, 1963; В.В.Седов, 1979) соотнести языковые и археологические ареалы. Новейшие исследования в области исторического языкознания и глоттогенеза В.Иванова[4], О.Трубачева[5], Ф.Филина[6], Г.Хабургаева.
Основные принципы глоттогонической реконструкции (по Г.А.Хабургаеву)[7]:
· лингвистические методы обнаруживают относительную последовательность языковых явлений и связи языков (диалектов);
· социальная сущность языка как признака этноса означает признание реальности связи языковых и культурных комплексов;
· взаимодействие археологических культур всегда сопровождается языковым взаимодействием их носителей (но результаты культурных и языковых взаимодействий могут быть различны);
· сопоставление диалектных и тонимических ареалов с археологическими материалами возможно вследствие их локальной определенности;
· совпадение ареалов языковых явлений с археологическими дает основания для их абсолютной датировки при условии доказанности преемственной связи культурно-археологических комплексов с этноязыковыми (иных критериев этно-языковой атрибуции археологических культур не существует).
|
|
Языковые предки славян – протославяне
Место русского и славянских языков в лингвистической классификации
Русский язык – восточнославянские языки – славянская группа – индоевропейская языковая семья – ностратическая макросемья языков.
Типология индоевропейской культурной общности как древнеближневосточной на основе анализа индоевропейского словаря (природная среда: горный ландшафт, субтропический климат, флора, фауна, социальная и культурно-хозяйственная лексика: земледелие, металлургия, колесный транспорт и др.); языковые связи и лексические заимствования в индоевропейский язык и его диалекты из шумерского, аккадского и других древнеближневосточных языков)[8].
Древнейшие письменные свидетельства присутствия носителей ранних индоевропейских языков (хетто-лувийских, митаннийско-арийских, греческих, фракийских) в северной части Передней Азии в III – II тыс. до н.э. (каппадокийские таблички, древневавилонские и хурритские тексты с именами индоевропейских божеств Surias, Indra, Mitra [9], древнеегипетские сообщения о набегах ‘народах моря’ акайваша, данува, туруша)[10].
Генеалогические и ареальные связи славянских языков и проблема