Соотнесение сущего и должного

Этот принцип заключается в обязательном соотнесении двух планов - должного и сущего (существующего). Любое из педагогических явлений может быть верно понято и оценено только в сопоставлении с нормой (должное). Педагогические инновации, перспективы могут быть поняты и приняты только после сопоставления с существующим состоянием современной теории и практики.

Единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы.

Опытно-экспериментальная работа должна способствовать совершенствованию педагогического процесса, улучшению содержания методов, форм организации работы с детьми. Необходимо прогнозирование хода и результатов работы, сильных и слабых факторов, способных оказать существенное влияние на итог работы, своевременная диагностика может способствовать выявлению и коррекции негативных явлений практики.

Методологические характеристики исследования.

Обоснование исследования в свете методологических характеристик. Методологические характеристики исследования: проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, новизна, значение для науки и практики.

Анализ учебных исследовательских работ с точки зрения выявленных методологических характеристик. Совместная работа по обоснованию курсовой работы по условно сформированной теме (на выбор студентов).

Когда принадлежность планируемой, осуществляемой или завершенной работы к науке I подтверждена, необходимо ее осмыслить в свете более детальных методологических характеристик.

Разумеется, исследовательская работа - дело творческое, но исследователю необходимо овладеть основными правилами и процедурами, а также способами оценки своей деятельности, которые составляют своего рода «грамматику» научной работы. Анализ опыта и методологии научных исследований позволяют определить минимальный перечень методологических категорий, выступающих как характеристики педагогического исследования в процессе его проведения и взавершенном виде. В.В. Краевский выделяет следующие характеристики:

- проблема
- тема
- актуальность

- объект исследования
- предмет исследования
- цель

- задачи

- гипотеза и защищаемые положения

- новизна

- значение для науки и практики.

Проблема.

По мнению В.В. Краевского, исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Проблема - это область неизвестного в научном знании, «белое пятно на карте науки». Выявлять ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно:

1. много знать;

2. знать каких знаний не хватает.

Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие, разрешение которого может дать принципиально новое научное

знание.

Тема.

По мнению В.В.Краевского, проблема должна найти отражение в теме исследования.

Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым.

Актуальность

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: