Тема1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
Предмет педагогической психологии. Задачи педагогической психологии в практике учебно-воспитательной работы и в становлении личности учителя. Структура педагогической психологии.
История возникновения и развития педагогической психологии (П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, Я.М. Басов, А.Ф. Лазурский и др.). Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
Основные проблемы педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии. Сущность понятий «методология», «метод», «методика». Основные методологические принципы исследования.
Раздел2. Психология обучения.
Понятия «научение», «учение», «обучение». Понятие обучения в различных психологических концепциях (бихевиоризм, деятельностный и гуманистический подходы). Понятия «образование», «обучение», «развитие». Зоны актуального, ближайшего развития и саморазвития личности. Реализация развивающего обучения в современных обучающих технологиях. Обучаемость и обученность. Структура учебной деятельности: содержание, операциональные и мотивационные компоненты.
|
|
Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Рефлексивное формирование умственных действий (А.И. Раев). Понятия учебной задачи и учебных действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Психологические основы организации совместной учебной деятельности.
Раздел 3. Учебная деятельность и психическое развитие ребенка.
Общая характеристика учения как самостоятельной. Соотношение понятий учебной деятельности и учения. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения. Формирование учебной мотивации. Особенности учебных задач. Психологические требования к учебным задачам. Учебные действия и их виды. Психологические характеристики усвоения.
Раздел 4. Психологии воспитания.
Общая характеристика психологии воспитания. Психолого-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания. Психологические механизмы становления устойчивых психологических образований (свойств, качеств личности). Общие и специфические цели воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания.