«Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя …. Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа …, и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель …».
«Мир является одушевленным телом, в нем имеются бесконечная двигательная сила и бесконечные предметы, на которые направлена та сила …».
«На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры – самые первые и наиболее божественные живые тела во Вселенной».
Дополнительная литература:
1.Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.
2.Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М., 1980.
3.Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.
4.Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М., 1982.
Тема № 11
Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени
Ключевые слова: наукоцентризм, метод, гносеология, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод..
Вопросы:
1) Развитие естествознания и формирование научной картины мира в философии Нового времени.
2) Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики.
3) Правила рационалистического метода Р. Декарта.
4) Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии XVI–XVII вв.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1) В первом вопросе – показать, что период XVI-XVII вв. – это время бурного развития естественных наук, их технического использования и становления нового представления о знании и нормах его обоснования.
2) Во втором вопросе – раскрыть сущность учения Ф. Бэкона о методе и рассмотреть пять этапов (таблиц) эмпирического индуктивного исследования.
3) В третьем вопросе – пояснить, почему методология Р. Декарта является рационалистической, и его философия справедливо считается предвестником механистического мировоззрения.
4) В четвертом вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники охарактеризовать гносеологический смысл борьбы эмпиризма и рационализма и высказать свое мнение о роли новой науки и философии в формировании ценностей техногенной цивилизации.
Первоисточники для анализа: