Бруно, Дж. О бесконечности Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 168, 170, 173

«Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя …. Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа …, и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель …».

«Мир является одушевленным телом, в нем имеются бесконечная двигательная сила и бесконечные предметы, на которые направлена та сила …».

«На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры – самые первые и наиболее божественные живые тела во Вселенной».

Дополнительная литература:

1.Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

2.Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М., 1980.

3.Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.

4.Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М., 1982.

Тема № 11

Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Ключевые слова: наукоцентризм, метод, гносеология, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод..

Вопросы:

1) Развитие естествознания и формирование научной картины мира в философии Нового времени.

2) Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики.

3) Правила рационалистического метода Р. Декарта.

4) Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии XVI–XVII вв.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1) В первом вопросе – показать, что период XVI-XVII вв. – это время бурного развития естественных наук, их технического использования и становления нового представления о знании и нормах его обоснования.

2) Во втором вопросе – раскрыть сущность учения Ф. Бэкона о методе и рассмотреть пять этапов (таблиц) эмпирического индуктивного исследования.

3) В третьем вопросе – пояснить, почему методология Р. Декарта является рационалистической, и его философия справедливо считается предвестником механистического мировоззрения.

4) В четвертом вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники охарактеризовать гносеологический смысл борьбы эмпиризма и рационализма и высказать свое мнение о роли новой науки и философии в формировании ценностей техногенной цивилизации.

Первоисточники для анализа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: