Методические указания к семинару

Первый вопрос. Как правило, при изучении первой части данного вопроса – суть таких ресурсов как труд, земля, капитал – у студентов не возникает особых затруднений. Это в определенной мере связано с рассмотрением данных понятий еще при получении общего образования (школьные предметы «Обществознание», «Экономика»). Вместе с тем, как показывает практика, у ряда студентов может наблюдаться недопонимание таких проблем как: 1) отнесение одного и того же блага (железная руда), в зависимости от того является ли оно первичным (недобытое полезное ископаемое) или производным (сырье на заводском складе), к разным ресурсам (земля или капитал); 2) взаимозаменяемость и взамидополняемость ресурсов.

Поскольку первая проблема была рассмотрена на лекции, то на семинаре достаточно кратко проверить ее усвоение на соответствующем примере.

Вторую проблему важно рассмотреть подробнее. С этой целью можно привести пример изготовления какого-либо блага, например мужской сорочки. Как известно, для этого неоходимо участие двух факторов производства: труда и капитала. Далее логично задать вопрос о соотношении количества применяемых ресурсов в разных технологиях производства блага – ручной (трудоемкой) и машинной (капиталоемкой). Важно, чтобы студенты, во-первых, уяснили суть изменения технологии как изменения соотношения количества используемых ресурсов. И, во-вторых, пришли к выводу, что один и тот же результат может быть следствием применения различных технологий. Отсюда – прямая связь к уяснению понятий взаимозаменяемости факторов (обратить внимание: машинный прогресс ведет к увеличению доли фактора «труд») и их взаимодополняемости. Для уяснения понятия «взаимодополняемость» можно задать вопрос о возможности изготовления мужской сорочки без фактора «труд» или без фактора «капитал».

Важно акцентировать внимание студентов и на то, что ряд благ можно создать при помощи лишь одного ресурса (например, труда преподавателя, дающего знания (также благо!), без использования ТСО и др.)

Второй вопрос, мы считаем, лучше изучить путем решения задачи на построение кривой производственных возможностей. Обратим при этом внимание на: 1) распространенную ошибку студентов, когда они неправильно учитывают количество произведенных благ во всей экономике. Например, часто – при условии выработки на одного человека 500 кг зерна – не учитывают, что в производстве занято 100 человек; 2) то, что не всегда уясняются условия построения модели; 3) альтернативные издержки.

При изучении модели кривой производственных возможностей рекомендуем проанализировать со студентами сдвиги этой кривой. Важно, чтобы в итоге были сделаны выводы не только об экономическом росте (спаде), но и о его типах (интенсивном и экстенсивном), а также росте (спаде) в одной из отраслей (по одной из осей модели).

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость ресурсов в формальном виде находят свое выражение в производственной функции. Логично попросить студентов написать ее на доске в виде формулы как в общем, так и в частном случаях. В наиболее общем виде она может выглядеть следующим образом: Q = f (F1,F2... Fn), где Q - объем производства, F1,F2... Fn – используемые факторы производства. Очевидно, в зависимости от типа и набора факторов производства, производственная функция в каждом случае может иметь свой вид (функция Кобба-Дугласа, Леонтьева и др.).

Задав студентам такие вопросы, как «Что представляет собой убывающая отдача факторов производства? При каких условиях она наблюдается? Каково соотношение данного понятия с производственной функцией?», важно прийти к следующим выводам:

1. Закон убывающей отдачи (производительности) выражает отношение не между продуктами (результатами), как закон возрастающих (вмененных) затрат, а между затратами и результатами факторов производства;

2. Он исходит из того, что после определенного момента количество дополнительного (предельного) продукта, получаемого от прибавления дополнительных затрат на один из используемых факторов (другие факторы и технология – const), будет становиться все меньше и меньше.

Третий вопрос для студентов играет, на наш взгляд, важную роль в связи с тем, что он непосредственно «выходит» на практику. В качестве вводного можно задать вопрос о видах эффективности. Предполагаемый ответ: экономическая эффективность и эффективность по Парето.

Для изучения экономической эффективности рекомендуется задать вопрос: «Какое из двух предприятий сработало эффективнее (лучше)? То, которое произвело продукции на 100 тыс. руб. или на 200 тыс. руб.?». На этом примере студенты должны прийти к выводу о необходимости учета не только результатов, но и затрат. Соотношение результатов и затраченных на их достижение ресурсов (затрат) характеризует экономическую эффективность производства. В наиболее общем виде она может быть представлена следующим образом: Эффективность=Результаты/Затраты.

В последующем можно дать студентам задание вывести и более конкретную формулу эффективности. Она может выглядеть следующим образом: ЭП=П/Т+М+кФ, где ЭП – эффективность производства, П –продукт, Т – затраты труда; М – материальные затраты; Ф – затраты основных фондов; k – коэффициент соразмерности.

Правильный ответ на вопрос «Какие частные показатели используются для характеристики отдельных сторон экономической эффективности?» поможет студентам уяснить их: производительность труда – П/Т, материалоотдача – П/М, фондоотдача – П/Ф, капиталоотдача – П/К (и обратные им: трудоемкость –Т/П, материалоемкость – М/П, фондоёмкость – Ф/П, капиталоемкость – К/П).

Проблему оптимума (критерия эффективности) Парето рекомендуется начать с производства - на примере кривой производственных возможностей. Задав вопрос «Когда определенная структура производства при данных ресурсах и технологии становится оптимальной?», важно получить ответ: «Тогда, когда увеличение производства одного блага неосуществимо без одновременного снижения другого». Затем, выяснив (можно по аналогии), что «достижение в потреблении (распределении) ситуации, когда никто не может улучшить свое положение без единовременного ухудшения положения кого-либо другого», дать задание студентам привести соответствующие примеры.

Завершить семинар можно изучением проблемы (в том числе в виде доклада) «Эффективность и равенство (справедливость)». Вначале рекомендуется рассмотреть сами понятия, потом их соотношение. Важно, чтобы в контексте проблемы было уяснено: 1. Эффективность есть получение обще­ством максимума возможных благ от использования его ограниченных ресур­сов. 2. Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества. Другими словами, «эффективность – экономический пирог, а равенство – способ его нарезки на части». 3. Нередко (например, когда налоговая политика государства изменяется, в частности, происходит переход к прогрессивному подоходному налогу) эффективность и равенство вступают в конфликт. И может произойти ситуация: «если правительство старается разрезать экономический пирог на более равные куски, уменьшается сам пирог».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: