Методические рекомендации к семинарскому занятию №1

Обсуждение первого вопроса можно начать с постановки следующих проблем: какова роль рынков ресурсов в определении того, как и для чего производятся товары и услуги? Влияют ли рынки ресурсов на решение вопросов: что? как? для кого? Ответы на эти вопросы подведут слушателей к пониманию того, что рынки ресурсов во многом похожи на рынки товаров, в частности, к ним также применимы теории спроса и предложения, категориальный аппарат предельного анализа. Однако в одном очень существенном моменте рынки ресурсов отличаются от товарных: покупателями здесь становятся фирмы, а продавцами - домашние хозяйства. Но и в этом случае (на это надо обратить внимание студентов) теория спроса на ресурсы основывается на анализе максимизации прибыли со стороны фирм. Последняя констатация важна тем, что подчеркнет связь с предыдущей темой.

Центральной проблемой первого вопроса является выяснение обстоятельств, определяющих спрос на производственные ресурсы. Задав соответствующий вопрос, а также поставив перед студентами проблему определения не только цели, но и ограничений, стоящих перед фирмами, Вы сделаете важный шаг (как и в случае с другими теориями в микроэкономике) в изучении теории спроса на ресурсы. Результатом обсуждения должно стать уяснение проблем: производственная технология и спрос на ресурсы; производный характер спроса на ресурсы; затраты на приобретение (стоимость) ресурсов. Последующая постановка перед студентами вопросов: какова цель фирмы? что такое предельная доходность и предельные издержки? в какой ситуации достигается цель фирмы – максимизация прибыли? – поможет уяснить содержание равенства МRС=МRР, а также то, что в условиях совершенной конкуренции кривая MRP является кривой спроса на ресурсы.

При анализе ресурсов (как и товаров) важно уметь определять зависимость уровня потребления от изменения цен. С этой целью используется концепция ценовой эластичности, с которой студенты уже знакомы. Для уяснения особенностей ценовой эластичности спроса на ресурсы можно задать вопросы: что представляет собой ценовая эластичность спроса на ресурсы? как влияют на ценовую эластичность: а) производный характер спроса на ресурсы; б) доля ресурсов в общих затратах; в) взаимозаменяемость ресурсов; г) эластичность предложения других ресурсов?

После выяснения этих вопросов и рассмотрения изменений в объеме спроса логично перейти к динамике самого спроса. В связи с этим рекомендуется разобрать следующие проблемы: изменение спроса на выпускаемую продукцию; изменение цен на другие ресурсы; изменение технологии. Важно обратить внимание студентов на то, что графически эти изменения проявляются в сдвиге кривой спроса на ресурсы.

Логика перехода ко второму вопросу такова: если в первом вопросе обсуждали проблемы спроса, одинаковые для любых ресурсов, то во втором речь будет идти о предложении на рынках ресурсов. В этом случае мы не можем делать такие обобщения, как в первом вопросе, ибо обстоятельства, воздействующие на предложение, различны для разных факторов производства. Обсуждение второго вопроса рекомендуем начать с проблемы предложения труда на соответствующих рынках. С этой целью можно задать вопросы: чем определяется решение индивида о том, какое количество труда можно предложить, с какими ограничениями индивиды сталкиваются в процессе выбора между досугом и потребительскими благами (ставкой зарплаты), как влияет повышение ставки зарплаты на выбор между трудом и досугом, в чем выражаются эффекты дохода и замещения на рынке труда, каково отличие кривых предложения индивидуального и рыночного равновесия? Тем самым будут рассмотрены две важные проблемы – предложение индивидуального и рыночного (совокупного) труда. Это, в свою очередь, позволит логично перейти к анализу сдвигов кривых спроса и предложения, равновесия и неравновесия на рынках труда.

Вместе с тем следует иметь в виду, что рассматриваемая (неоклассическая) модель рынка труда (на основе теории предельной производительности) не может дать ответы на такие существенные вопросы: почему доходы людей на рынке труда так сильно различаются, почему разные люди получают разную зарплату на определенном рынке труда, почему структура оплаты на одних рынках существенно отличаются от структуры зарплаты на других рынках? Ответить на эти вопросы можно лишь уяснив характеристики работы, не определяемые заработной платой (престиж, привлекательность и др.), их влияние на оплату труда. В наиболее подготовленных группах целесообразно изучить также теории «человеческого капитала» и «эффективной зарплаты».

Третий и четвертый вопросы, как и второй, посвящены проблемам рынка труда, заработной плате. Такое внимание к указанным проблемам объясняется, прежде всего, тем, что преобладающая часть людей – наемные работники, получающие доходы в виде заработной платы.

Обсуждение третьего вопроса рекомендуется начать с уяснения основных форм и систем заработной платы. С этой целью рекомендуется задать студентам следующие вопросы: какие формы и системы заработной платы Вы знаете, каковы достоинства и недостатки каждой из них, в каких отраслях экономики они обычно действуют, как определить заработную плату, например, уборщицы, учителя, есть ли различия в начислении зарплаты и в ее величине: а) в государственном и частных секторах; б) в различных отраслях экономики, какие надбавки к зарплате Вы знаете?

После выяснения этих вопросов логично перейти к понятиям номинальной и реальной заработной платы. В этой связи можно поставить перед студентами проблемы: возможно ли при росте номинальной зарплаты уменьшение реальной, каково соотношение реальной и номинальной заработной платы, как влияет на это соотношение изменение ставки подоходного налога?

Четвертый вопрос рекомендуется изучить в форме доклада «Роль профсоюзов и государства в регулировании рынка труда». Можно предложить следующий план выступления:

1. Рынок труда как объект воздействия трех основных субъектов: работников, работодателей и государства.

2. Монополия со стороны работников. Варианты политики профсоюзов, направленные на максимальную занятость, максимизацию фонда зарплаты и достижения компромисса «зарплата – занятость» с графическим анализом;

3. Госрегулирование рынка труда. Минимальная заработная плата. Государственно-нормативная регламентация трудовых отношений.

4. Социально-трудовые отношения. Социальное партнерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: