Таблица 2.1.
Название теории / концепции | Цель обучения | Объект изменения в обучении и сущность оперирования с этим объектом | Сфера предпочтитель-ного применения | Ограничения по применению |
Теория поэтапного формирования умственных действий (Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А.) | Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала | Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельности по этапам формирования умственных действий | Среднее образование и этап фундаментальной подготовки студентов | Не рассматрива-ются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной |
Личностно -деятельностноеобучение (Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Якиманская И.С.) | Социально-личностное и/или профессиональное развитие через обучение | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с учетом их способностей и потребностей | Все уровни образования | Отсутствуют |
Проективное обучение (Ильин Г.Л.), учебное проектирование (Леднев В.С.) | Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте | Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим учащимся | Повышение квалификации, последипломное образование | Развитость мыш-ления обучающихся, владение навыками исследований и наличие у потребности в образовании. |
Дифференцированное обучение, обучение Ушинский К.Д., Бабанский Ю.И., Бибик А.Е., Зорина П.Я., Виноградова М.Д., Бутузова И.Д. | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей | Ориентация организация учебного процесса на индивидуальные способности. Изменение содержания обучения | На всех уровнях образования | Предполагает строгую диагностику уровня знаний, потребностей, способностей на каждом этапе обучения |
Программированное обучение Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. | Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности | Управление процессом обучения путем программирования мелких доз учебного материала | На этапе формирования фундаментальных знаний | Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы |
Развивающее обучение Выготский Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В., Пестолоцци И.Г., Дистервег А. | Развитие и реализация потенциальных возможностей и способностей | Построение содержания по принципу ориентации на зону ближайшего развития | Начальный этап обучение в школе | Не получила достаточного своего развития применительно к среднему и высшему образованию |
Проблемное обучение Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Архангельский С.И., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др. | Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности | Реструктурирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала | Вcе уровни образования Дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала | Не дает средств организации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала, квалификацией преподавателя |
Контекстное обучение Вербицкий А.А., Борисова Н.В. и др. | Активизация обучающихся за счет воссоздания контекста профессиональной деятельности | Жесткое отражение профессиональной деятельности в содержании, формах и методах обучения | Среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации, последипломное | Высокие требования к преподавателю как педагогу и специалисту одновременно |
Игровое обучение Коменский Л.А., Эльконин Д.Б., Борисова Н.В., Ахметов И.К. Хайдаров Ж.С. | Развитие поведенческих навыков и умений, освоение способов деятельности, социализация личности | Организационные формы учебной деятельности переводятся в игровые | Дошкольное, школьное, профессиональное образование | Эффективно лишь при системном использовании; высокие требования к преподавателю |
Модульное обучение, модульно -рейтинговое обучение Рассел И.Д., Курх С., Б. и М. Гольдшмид, Юцявичене П.А., Вазина К.Я., Карпов В.В. | Обеспечение гибкости содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки | Обучающийся самостоятельно может работать учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство | Профессиональное образование | Трудоемкость процесса, необходимы специальные навыки препо-давателей, издательская база и изменения в режиме учебных занятий |
Концентрированное обучение Ибрагимов Г.И. | Создание оптимальных условий учета психологических особенностей человеческого восприятия; "погружение" в предмет | Реструктурирование содержания обучения в блоки | Среднее профессиональное образование | Требует пересмотра учебных планов, расписания занятий |
Активное обучение Вербицкий А.А., Бирштейн М.М., Борисова Н.В., Бурков В.Н., Пидкасистый П.И.и др. | Повышение поведенческой и познавательной активности. | Активизация обучающихся с помощью особой организации их взаимодействия между собой и/или с преподавателем | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование | Квалификация преподавателей |
Дистанционное обучение D. Keegan, M.Moore, A.Bates, B.Holmberg, O.Peters, G.Rumble, J.Daniel Щенников С.А. | Повышение информационных возможностей при отсутствии очного контакта с преподавателем | Управление образовательным процессом так, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с учебной программой | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование | Квалификация преподавателей, требует пересмотра учебных планов, модульного построения |
Здоровьесберегающееобучение Смирнов Н.К., Советова Е.В. | Создание оптимальных условий для сохранения и формирования культуры здоровья | Организация образовательного процесса с учётом сохранения здоровья его субъектов | Общее среднее, среднее и высшее профессиональное образование | Квалификация преподавателей |
Стратегическая образовательная технология - организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования. К ним можно отнести: лекционные процедуры; дискуссионные процедуры; исследовательские процедуры; тренинговые процедуры; игровые процедуры; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самообучения; практику.
|
|
|
|
|
|
При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:
** доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)
** ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования;
** тип образовательного заведения;
** психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся;
** степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу.
Тактическая образовательная технология - конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся тематической направленностью, стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметры. Например:
Таблица 2.2.
Стратегическая образовательная технология | Тактическая образовательная технология |
Исследовательскиепроцедуры | Игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ |
Тренинговые процедуры | Тренинги разного типа |
П роцедуры самообучения | Индивидуальная и групповая самостоятельная работа |
Практика | Лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность. |
Критериями выбора тактических образовательных технологий являются:
** педагогическая квалификация педагогов (особенно игротехническая);
** специфика учебного материала;
** индивидуальные особенности обучающихся;
|
|
** материально-технические условия обучения;
** особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.
Процедуру выбор методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериев в значительной степени можно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество.
Выбор тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.