Необходимо осуществить следующие основные мероприятия:
В научной сфере:
· увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
· перераспределение бюджетных ресурсов в сторону увеличения доли конкурсно распределяемых средств;
· более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;
· инвентаризация имеющегося научного задела, стимулирование взаимного проникновения технологий в оборонный и гражданский сектор;
· выделение целевых средств на обновление приборной базы науки;
· радикальное улучшение информационного обеспечения, в том числе за счет привлечения коммерческих структур к развитию российской части Internet в интересах научно-образовательных и инновационных организаций;
· улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере; стимулирование привлечения молодежи в науку;
|
|
· более широкое использование контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере;
· реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой; санация и закрытие неэффективно работающих организаций;
· углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов для новых высокотехнологичных направлений.
В сфере коммерциализации результатов исследований и разработок:
· развитие системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов) в научно-технической сфере. Поддержка венчурного бизнеса со стороны государства необходима до тех пор, пока к нему не проявит интерес промышленность. Наиболее вероятными участниками венчурного финансирования в России являются Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), SITRA Management Ltd., Международная финансовая корпорация. Целесообразно также в соответствии с мировой практикой разрешить инвестирование средств пенсионных фондов в венчурные фонды.
· развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков; образование в рамках финансово-промышленных групп страховых компаний, которые взяли бы на себя страхование кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции, таким образом разделив их с коммерческими банками;
· освоение и использование современных методов инжиниринга, прогнозирования и маркетинга наукоемкой продукции;
· развитие малого инновационного бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры для образования и функционирования малых предприятий;
|
|
· вовлечение в хозяйственный оборот прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от несанкционированного использования.
Первоочередные меры
· выделение приоритетов научно-технологической и инновационной деятельности, увязанные с промышленной политикой;
· осуществление, в соответствии с системой приоритетов, реорганизации системы федеральных целевых программ;
· начиная с 2001 года, закладывать в бюджет ежегодный рост ассигнований на научные исследования. Выделяемые средства должны в первую очередь использоваться для поддержки фундаментальных исследований, обновления приборной базы и привлечения молодежи в науку;
· активизировать развитие инновационной инфраструктуры, выделяя на эти цели до 10% средств государственной инвестиционной программы;
· разработать систему конкурентных механизмов для стимулирования инновационной активности;
· усовершенствовать механизмы поддержки малого инновационного предпринимательства, включая прямое финансирование из федеральных и региональных источников и стимулирование создания инновационной инфраструктуры;
· продолжить работу по реструктуризации сети научно-технических организаций, в том числе через поддержку интеграции научных учреждений и вузов, а также отраслевых организаций с промышленными предприятиями;
· развивать инновационную инфраструктуру в форме инновационно-технологических центров, инкубаторов, технопарков, инновационно-промышленных комплексов в том числе путем передачи неиспользуемых производственных площадей и ресурсов под создание данных структур;
· образовать федеральные центры науки и высоких технологий в целях восстановления кооперационных связей и концентрации ресурсов на перспективных направлениях экономического роста;
· разработать концептуальные основы осуществления инновационного процесса (доработать и принять Закон Российской Федерации "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике");
· ускорить принятие законов о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, о секретных изобретениях, о коммерческой тайне;
· ликвидировать неопределенности в законодательстве и правоприменительной практике, касающиеся ограничения прав владельцев интеллектуальной собственности и правовых основ передачи коммерческой тайны и секретов производства;
· разработать нормативную базу для обеспечения возможности привлечения в инновационную область внебюджетных источников инвестирования, в первую очередь через развитие венчурных и страховых механизмов;
· разработать нормативную базу и механизмы финансирования инновационных проектов, реализуемых с участием и под патронажем государства, учитывая при этом платный характер предоставления ресурсов и возможности их капитализации.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные положения концепции инновационного развития Российской Федерации в 1998 – 2000 гг.
2. Какие меры поддержки инновационной деятельности предусматриваются в проекте Закона об инновационной деятельности.
3. Что такое «прорывные технологии»?
4. Перечислите приоритетные направления развития науки и техники в Российской Федерации и критерии их определения.