Для записи восьмеричных чисел используют 8 цифр, т.е. в каждом разряде числа возможны 8 вариантов записи. Из уравнения 8=2I находим, что I=3, т.е. каждый разряд восьмеричного числа содержит 3 бита информации. Таким образом, для перевода 2-ичного числа в 8-ричное его нужно разбить на группы по три цифры справа налево и преобразовать каждую группу в 8-ричную цифру.
Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную: Разбить двоичное число на группы справа налево по три цифры в каждой. Заменить каждую группу соответствующей восьмеричной цифрой.Если с последней, левой, группе окажется меньше трех цифр, то дописать слева нули, например,
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную:Для перевода чисел из восьмеричной сс в двоичную надо каждую восьмеричную цифру заменить группой двоичных цифр по три в каждой группе, например,
Аналогичным образом осуществляется перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную, при этом каждая шестнадцатеричная цифра представляется четырехзначным двоичным числом, например,
|
|
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1) В какой системе счисления хранятся и обрабатываются числа в памяти компьютера?
2) Как переводят числа из 8ич. системы счисления в двоичную и обратно?
3) Как переводят числа из 16ич. системы счисления в двоичную и обратно?
Задания для практического занятия:
1. Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в восьмеричную систему
2. Восьмеричные числа 26, 702, 4017 перевести в двоичную систему.
3. Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в шестнадцатеричную систему
4. Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38 перевести в двоичную систему.
5. Найти мах и мин из чисел 11101012, 4768, 21710, 13D16
Форма контроля выполнения практических работ:
Студент предоставляет выполненные задания в тетради, может ответить на вопросы к теоретическому материалу.
Критерии оценки:
Задания выполнены все верно, может пояснить их выполнение и ответить на вопросы - оценка 5
Выполнены все, но объясняет не четко или имеются ошибки – 4
Задания выполнены частично, пояснения не четкие – 3
Задание не выполнено-2.
Занятие 6
Практическая работа по теме:
2.4. Кодирование текстовой графической и звуковой информации
Учебные цели и задачи: ознакомитьсяс типами графических объектов, с векторной и растровой графикой, приемами кодирования графической, научиться рассчитывать объем графической информации, освоитьприемы кодирования звуковой информации, научиться определять объем звуковых файлов.