ГСЭ.Ф.10 | Философия Философские знания как средство развития мировоззрения личности и становления профессиональной компетентности. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самопознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Деятельность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если раньше приобщение студента к философской культуре осуществлялось в строго очерченных рамках материалистического монизма, что значительно упрощало и облегчало освоение данного пространства, то современная философская культура плюралистична по духу, и ей, возможно, не хватает четкой и строгой философской методологии, что ставит современного студента в весьма затруднительную ситуацию. В связи с этим нами определяются следующие главные методологические установки курса:
- философскую культуру личности неверно определять исходя лишь из внешних признаков философской образованности, информированности в данной предметной области; предпосылкой философской культуры является внутренний потенциал личности, интенция сознания;
- мобилизовать философскую культуру личности может проблемное обучение, обучение, ориентированное на диалог, когда студент в полной мере сможет проявить свои рефлексивные возможности;
- мобилизацию философской культуры личности позволяет в полной мере осуществить работа по анализу личного жизненного опыта; механизм «доказательного оправдания» тех или иных философских понятий осуществляется путем воспроизведения наиболее типичной, контекстной доказательству жизненной ситуации;
- проникновение в философскую проблематику начинается с «удивления»; приглашением к философскому диалогу является изучение классических философских текстов;
- общая структура используемого нами проблемного метода такова: от поиска проблемы – к четкой ее формулировке; от определения границ опыта и познания – к анализу собственных рефлексивных возможностей.
Цель курса – способствовать формированию у студентов следующих компетенций:
- воспринимать многообразие и многовариантность мира; понимать значение культуры как формы человеческого существования, руководствуясь принципами толерантности, диалога и сотрудничества (общекультурные компетенции);
- уметь самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития (личностные компетенции);
- анализировать мировоззренческие, социокультурно и личностно значимые философские проблемы (аналитические компетенции);
- использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, умения принимать компромиссное решение (коммуникативные компетенции);
- владеть культурой мышления, его основными процедурами, философской рефлексией (интеллектуальные компетенции);
- владеть соответствующими философскими методами познания мира (познавательные компетенции);
- оценивать процессы, происходящие в стране и в мире с философских позиций (социальные компетенции);
- уметь работать с информацией, самостоятельно добывать знания с помощью современных компьютерных технологий (информационно-технологические компетенции);
- уметь организовывать, планировать интеллектуальную деятельность и прогнозировать ее результаты, находить простые и эффективные способы решения интеллектуальных проблем (предпринимательские компетенции);
- осознавать свободный и ответственный выбор в глобальном информационном пространстве (экстремальные компетенции);
- осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности (аутокомпетенции).
Задачи курса:
- познакомить студентов с основными понятиями и категориями философии в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества;
- дать представление о структуре философского знания как о системе способов осмысления окружающей действительности и самопознания личности;
- познакомить с наиболее известными философскими концепциями для расширения мировосприятия, альтернативности личностного жизненного выбора.
- развить интерес к фундаментальным философским проблемам;
- дать систему философских знаний, научить ориентироваться в постановке философских проблем в истории философии;
- сформировать диалогичность мышления, терпимость к иным точкам зрения и мнениям.
Особое внимание при изучении курса уделяется организации самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий инвариантной части обязательно для всех, вариативной – для углубленного изучения предмета. Формы организации и контроля самостоятельной работы, соответствующие задания и литература подобраны для каждого раздела.
Работа над курсом предполагает различные формы контроля по каждому разделу: текущий и итоговый контроль, устный индивидуальный контроль, письменный экспресс-контроль, проверку письменных (контрольных, творческих) работ.
Дополнительный материал учебно-методического комплекса размещен на электронном носителе и включает в себя:
· Словарь понятий и терминов;
· Словарь персоналий с портретами философов;
· Электронные тексты философских произведений;
· Электронные тексты учебной литературы;
· Словари и энциклопедии по философии (электронные тексты);
· Список сайтов философского содержания «Философия в сети».