Выписка из государственного общеобразовательного стандарта

ГСЭ.Ф.10 Философия Философские знания как средство развития мировоззрения личности и становления профессиональной компетентности. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самопознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Деятельность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если раньше приобщение студента к философской культуре осуществлялось в строго очерченных рамках материалистического монизма, что значительно упрощало и облегчало освоение данного пространства, то современная философская культура плюралистична по духу, и ей, возможно, не хватает четкой и строгой философской методологии, что ставит современного студента в весьма затруднительную ситуацию. В связи с этим нами определяются следующие главные методологические установки курса:

- философскую культуру личности неверно определять исходя лишь из внешних признаков философской образованности, информированности в данной предметной области; предпосылкой философской культуры является внутренний потенциал личности, интенция сознания;

- мобилизовать философскую культуру личности может проблемное обучение, обучение, ориентированное на диалог, когда студент в полной мере сможет проявить свои рефлексивные возможности;

- мобилизацию философской культуры личности позволяет в полной мере осуществить работа по анализу личного жизненного опыта; механизм «доказательного оправдания» тех или иных философских понятий осуществляется путем воспроизведения наиболее типичной, контекстной доказательству жизненной ситуации;

- проникновение в философскую проблематику начинается с «удивления»; приглашением к философскому диалогу является изучение классических философских текстов;

- общая структура используемого нами проблемного метода такова: от поиска проблемы – к четкой ее формулировке; от определения границ опыта и познания – к анализу собственных рефлексивных возможностей.

Цель курса – способствовать формированию у студентов следующих компетенций:

- воспринимать многообразие и многовариантность мира; понимать значение культуры как формы человеческого существования, руководствуясь принципами толерантности, диалога и сотрудничества (общекультурные компетенции);

- уметь самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития (личностные компетенции);

- анализировать мировоззренческие, социокультурно и личностно значимые философские проблемы (аналитические компетенции);

- использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, умения принимать компромиссное решение (коммуникативные компетенции);

- владеть культурой мышления, его основными процедурами, философской рефлексией (интеллектуальные компетенции);

- владеть соответствующими философскими методами познания мира (познавательные компетенции);

- оценивать процессы, происходящие в стране и в мире с философских позиций (социальные компетенции);

- уметь работать с информацией, самостоятельно добывать знания с помощью современных компьютерных технологий (информационно-технологические компетенции);

- уметь организовывать, планировать интеллектуальную деятельность и прогнозировать ее результаты, находить простые и эффективные способы решения интеллектуальных проблем (предпринимательские компетенции);

- осознавать свободный и ответственный выбор в глобальном информационном пространстве (экстремальные компетенции);

- осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности (аутокомпетенции).

Задачи курса:

- познакомить студентов с основными понятиями и категориями философии в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества;

- дать представление о структуре философского знания как о системе способов осмысления окружающей действительности и самопознания личности;

- познакомить с наиболее известными философскими концепциями для расширения мировосприятия, альтернативности личностного жизненного выбора.

- развить интерес к фундаментальным философским проблемам;

- дать систему философских знаний, научить ориентироваться в постановке философских проблем в истории философии;

- сформировать диалогичность мышления, терпимость к иным точкам зрения и мнениям.

Особое внимание при изучении курса уделяется организации самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий инвариантной части обязательно для всех, вариативной – для углубленного изучения предмета. Формы организации и контроля самостоятельной работы, соответствующие задания и литература подобраны для каждого раздела.

Работа над курсом предполагает различные формы контроля по каждому разделу: текущий и итоговый контроль, устный индивидуальный контроль, письменный экспресс-контроль, проверку письменных (контрольных, творческих) работ.

Дополнительный материал учебно-методического комплекса размещен на электронном носителе и включает в себя:

· Словарь понятий и терминов;

· Словарь персоналий с портретами философов;

· Электронные тексты философских произведений;

· Электронные тексты учебной литературы;

· Словари и энциклопедии по философии (электронные тексты);

· Список сайтов философского содержания «Философия в сети».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: