4.1 При выборе темы магистерской диссертации следует руководствоваться следующим:
- тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития информационных технологий;
- основываться на проведенной научно-исследовательской работе в процессе обучения в магистратуре;
- учитывать степень разработанности и освещенности ее в литературе;
- возможностью получения достоверных исходных данных в процессе работы над диссертацией;
- интересами и потребностями предприятий и организаций, на материалах которых выполнена работа.
4.2 Примерная тематика магистерских диссертаций разрабатывается выпускающей кафедрой и ежегодно утверждается Ученым Советом факультета.
4.3 Магистранту предоставляется право предложить собственную тему магистерской диссертации при наличии обоснования ее актуальности и целесообразности либо заявки предприятия, организации, учреждения.
4.4 Магистрант имеет право выбора темы магистерской диссертации для представления ее на обсуждение на кафедре и в ДПО.
|
|
4.5 На рассмотрение в ДПО выносится заявление магистранта об утверждении темы и назначении научного руководителя магистерской диссертации, подписанное предполагаемым научным руководителем, состоящее из указания темы предполагаемого исследования и его краткой аннотации.
4.6 Заявление магистранта об утверждении темы и назначении научного руководителя магистерской диссертации, подписанное предполагаемым научным руководителем, должно быть представлено в ДПО не позднее начала декабря первого года обучения.
4.7 Краткая аннотация к теме магистерской диссертации включает в себя указание цели исследования и обоснование целесообразности разработки выбранной темы. Размер аннотации не должен превышать 150 слов.
4.8 Темы магистерских диссертаций и научных руководителей утверждаются приказом Ректора университета по представлению заведующего соответствующей кафедры и Директора ДПО.
4.9 Утверждение тем магистерских диссертаций и научных руководителей производится не позднее второго семестра первого года обучения.
4.10 Изменение темы магистерской диссертации осуществляется по заявлению научного руководителя и после обсуждения на кафедре.
4.11 Уточнение окончательной формулировки темы магистерской диссертации не допускается после начала 2-го семестра второго года обучения.
4.12 Курсовая работа является важнейшей составной частью научно-исследовательской работы магистранта и проводится в соответствии с учебными планами направлений магистерской подготовки (когда сдается и итог чего).
Курсовая работа является первым этапом магистерской диссертации, отражает не менее одной трети магистерской диссертации и выполняется в пределах часов, отводимых для НИР в соответствующих семестрах.
|
|
Организация практик
Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:
- педагогическую – в организации образования;
- исследовательскую – по месту выполнения диссертации.
Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта.
Руководителем практики устанавливается график проведения консультаций, который утверждает заведующий кафедрой, и доводится до сведения студентов-магистрантов.
5.1 Педагогическая практика
Педагогическая практика является одной из важнейших составляющих научно-педагогического направления подготовки магистров и проводится в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами направлений магистерской подготовки.
Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания и проводится в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса и проводится в соответствии с рабочим учебным планом факультета, составленным на основе ГОСО РК по научно-педагогическим направлениям специальностей магистратуры, преимущественно на 1-ом году обучения во 2 семестре в течение 6 недель, после завершения курса теоретической подготовки по базовым психолого-педагогическим дисциплинам и методике преподавания дисциплины специализации.
Конкретные сроки проведения педагогической практики уточняются ежегодно в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами.
Ответственность за организацию и проведение практики несут руководители педпрактики от факультета и кафедр, зав. кафедрами.
Для организации и проведения педагогической практики магистрантов устанавливаются сроки и назначается база практики (профилирующие кафедры). Базой практики могут быть другие высшие учебные заведения РК, осуществляющие подготовку по аналогичным специальностям в соответствии с их запросами о распределении выпускников на работу.
Общий объем нагрузки на период педагогической практики определяется в соответствии с рабочим учебным планом специальности магистратуры и составляет 6 недель по 3 аудиторных часа в неделю (без отрыва от основного учебного процесса).
Методическое руководство педагогической практикой магистрантов осуществляют профессора или доценты специализирующих кафедр в тесном сотрудничестве с преподавателями педагогики и психологии. Непосредственным руководителем педагогической практики магистранта является его научный руководитель — преподаватель кафедры.
В случае прохождения педагогической практики в другом вузе соруководителем назначается преподаватель этого вуза.
Индивидуальная программа педагогической практики магистранта разрабатывается непосредственным руководителем и вносится в общий график проведения педпрактики на кафедре, утвержденный зав. кафедрой. Каждый магистрант получает индивидуальное задание по разработке учебно-методической документации, демонстрационных материалов, раздаточного материала, проведению психолого-педагогических исследований и воспитательной работы.
5.2 Научно-исследовательская практика
Научно-исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
|
|
5.2.1 Содержание научно-исследовательской/производственной практик определяется темой диссертационного исследования.
5.2.2 Научно-исследовательская практика является обязательным компонентом образовательной программы научно-педагогической магистратуры со сроком обучения 2 года. Она представляет собой часть процесса подготовки квалифицированных специалистов, ориентирована на развитие интеграционных тенденций в области профессиональных знаний.
5.2.3 Научно-исследовательская практика магистранта проводится для подготовки и написания магистерской диссертации. В связи с этим содержание практики определяется темой диссертационной работы. Особенности прохождения научно-исследовательской практики связаны с применением инновационных технологий, реализующих личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов. Результаты научно-исследовательской практики используются для написания диссертации и оформляются соответствующим образом.
5.2.4 Научное руководство научно-исследовательской практики магистранта осуществляет, как правило, научный руководитель его магистерской диссертации.
5.2.5 Продолжительность научно-исследовательской практики магистранта определяется количеством кредитов, отведенных на написание магистерской диссертации в соответствии с государственными общеобязательными стандартами послевузовского образования.
5.2.6 Руководство научно-исследовательской практикой включается в распределение учебных поручений данного преподавателя на текущий учебный год. Руководство научно-исследовательской практикой преподавателем оценивается из расчета 10 академических часов на одного магистранта, проходящего практику.
5.2.7 На основании утвержденной темы научно-исследовательской практики студента-магистранта научный руководитель составляет программу и индивидуальное задание для магистранта на проведение научно-исследовательских работ. Программа практики подписывается руководителем практики и утверждается заведующим кафедрой.
|
|
5.3 Производственная практика
Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.
Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.
Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом-графиком магистратуры, индивидуальным планом обучения магистранта, утвержденным Ученым Советом университета, а также календарным графиком работы по теме, утвержденным научным руководителем.
Руководство практикой осуществляется заведующим выпускающей кафедрой.
В целях планирования и оптимизации индивидуальной деятельности магистрантов при прохождении практики, на основе магистерской программы НИР разрабатывается и утверждается индивидуальный календарный план производственной практики с определением конкретных видов деятельности практиканта на каждую неделю.
Документация по производственной практике должна быть утверждена научным руководителем магистранта.
В ходе производственной практики магистрант не менее одного раза в неделю встречается с научным руководителем и один раз в месяц отчитывается на заседании кафедры.
По результатам производственной практики магистрант обязан сдать письменный отчет, заверенный научным руководителем и руководителями практики.