Методы научного исследования

Уровни научного познания

Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.

Эмпирический уровень познания включает в себя:

- наблюдение явлений;
- накопление и отбор фактов;
- установление связей между ними.

Эмпирический уровень - это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материалов, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается:

- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений;
- их взаимодействие и обусловленность.

Для получения теоретических знаний используются свои методы.

Общие методы научного познания

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Сравнение

Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

· сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.

· для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение

B отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом - от имеющихся измерительных приборов. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Контрольные вопросы:

1. Что такое творчество?

2. Дать определение творческой деятельности?

3. Что такое изобретательство?

4. Что такое сравнение?

5. Что такое измерение?

Лекция № 2. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Абстрактное и физическое моделирование

Цель лекции: Дать определение индукции, дедукции, анализа и синтеза, абстрактному и физическому моделированию,

Ключевые слова: индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрактноемоделирование,физическое моделирование,

Индукция и дедукция

Индукция подразумевает научное познание объекта и приход к умозаключению от частного к общему, где на основе данных о какой-либо части объекта познания можно сделать вывод о группе явлений в целом. Широкое понимание индукции состоит в получении знания методом пошагового сбора данных аккумулировать информацию об объекте, то есть опять-таки идти от частного к общему. Индуктивным называют такое умозаключение, в котором выводы об изучаемом объекте (процессе, явлении) в целом делаются на основании представления об отдельном составном элементе этого объекта.

Дедукция, наоборот, приводит исследователя от познания общего к изучению составляющих, то есть – частного. При этом метод дедукции переводит данные об объекте, полученные индуктивным методом, в область достоверного знания, снимая с них гипотетический характер. Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором выводы об отдельном компоненте научного процесса, явления, объекта делаются на основе информации обо всём процессе, явлении, объекте. Естественно, дедуктивный метод научного познания без взаимосвязи с индуктивным во многом теряет своё познавательное значение.

Эффективность применения данных методов познания зависит от глубины и систематичности их использования, а также от умения исследователя идентифицировать, классифицировать, логически выстроить собранные данные для получения умозаключения, которое содержит новое знание, способствует появлению научного открытия, изобретения и т.п. В ином случае даже применение всех научных методов познания в комплексе может привести только к сумме хаотичных знаний, которые требуют тщательной систематизации и обработки с учётом целей и задач диссертации.

Анализ и синтез

Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: