Общие положения и синтетический учёт основных средств

Учёт основных средств (ОС) ведётся согласно ПБУ 6/01(ред.24.12.2010 и др.)

Основные задачи учета основных средств - контроль за сохранностью, наличием основных средств, правильное документальное оформление, исчисление доли стоимость основных средств в виде амортизационных отчислений и т. д.

Основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда.

К основным средствам относят:

· здания, земля, объекты природопользования;

· сооружения;

· передаточные устройства;

· машины и оборудование;

· транспортные средства;

· инструмент;

· производственный инвентарь и принадлежности;

· хозяйственный инвентарь.

Согласно ПБУ к основным средствам относятся предметы сроком полезного использования более одного года,стоимостью свыше 40тыс.руб. Активы стоимостью в пределах лимита установленного в учётной политике организации не более 40 тыс. руб. за единицу,могут отражаться в бухгалтерском учёте и отчётности в составе МПЗ.

Единицей основных средств является инвентарный объект. Различают: первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость. Первоначальная стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации.

Независимо от варианта поступления в текущем учёте каждый объект регистрируется под своим инвентарным номером и принадлежит к своей классификационной группе. Принятие к учету имущества в качестве объекта основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Синтетический учёт основных средств ведётся на счетах 01- "Основные средства", 02 - "Амортизация основных средств", 08 - "Вложения во внеоборотные активы", а также на забалансовом счёте 001.

Дебетовое сальдо 01 счёта отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. К источникам приобретения основных средств относятся:

- амортизационные отчисления;

- кредит;

- доходы организации;

- вклады в уставный капитал.

Первоначальные поступления основных средств отражаются сначала по 08 счёту - "Вложения во внеоборотные активы".

Основные хозяйственные операции по поступлению основных средств:

1. Поступили основные средства от поставщиков:

Дт 08 Кт 60 (76)

2. Перечислена оплата за основные средства с расчётного счёта:

Дт 60 (76) Кт 51

3. Переданы в эксплуатацию основные средства:

Дт 01 Кт 08

Бухгалтерский учет операций, связанный с выбытием основных средств, ведется на 91 счете.

Амортизация основных средств, подлежащую фиксированию в учете, определяют ежемесячно, исходя из норм амортизационных отчислений в течение всего срока полезного использования.

Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации или призвано служить целям деятельности организации.

Для целей бухгалтерского учета в текущей деятельности амортизацию разрешено начислять одним из следующих способов:

1. Линейный.

2. Списание стоимости пропорционально объёму продукции.

3. Метод уменьшаемого остатка.

4. По сумме чисел лет срока полезного использования.

Выбор того или иного метода начисления амортизации зависит от ряда факторов, в частности: от степени предполагаемой интенсивности эксплуатации оборудования и скорости его износа; предполагаемой продолжительности эксплуатации оборудования; длительности жизненного цикла продукции, выпускаемой на амортизируемом оборудовании, прогнозируемой динамике цен.

Для учета амортизации используется пассивный счет 02 "Амортизация основных средств". Кредитовое сальдо отражает:

- сумму начисленной амортизации по поступившим и действующим основным средствам;

- сумму накопленной стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию.

По дебету отражают амортизацию по выбывшим основным средствам.

Начисленную сумму амортизации относят на затраты тех производств, где основные средства эксплуатируются. Например, Дт 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» Кт 02 «Амортизация ОС»

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности установило, что инвентаризацию основных средств проводить не реже 1 раза в 3 года, перед составлением отчетности, также при смене материально - ответственного лица, в случае хищений и т. п. Инвентаризацию проводит комиссия, составляется инвентаризационная опись. В начет материально - ответственному лицу относится остаточная стоимость объекта Дт 73/ субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Если виновное лицо отсутствует - списывается на прочие расходы Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 94 и одновременно делается запись Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 91/1 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Пример: Отразить на счетах следующие операции: начислена амортизация основных средств, эксплуатирующихся в основном производстве-Дт20 Кт02; во вспомогательном производстве-Дт23 Кт02.

Пример: По расчету амортизации способом уменьшаемого остатка

Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации - 20%, коэффициент ускорения -2.

Расчет амортизации по годам:

Первый год - 12 тыс. руб. (30*20*2)/100, остаточная стоимость 18 тыс. руб. (30-12).

Второй год - 7,2 тыс. руб. (18*20*2)/100, остаточная стоимость 10,8 тыс. руб. (18-7,2).

Третий год - 4320 руб. (10800*20*2)/100, остаточная стоимость 6480 руб. (10800-4320) и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: